Руки мыли?
Накануне днем в центре Вологды на улице Мира, неподалеку от Сбербанка сотрудники регионального управления ФСБ задержали члена Общественной палаты РФ Бориса Ханчаляна.
Как видно из оперативной видеосъемки ФСБ, сотрудники управления вытащили Ханчаляна прямо из его джипа. При задержанном были обнаружены помеченные специальным составом купюры, следы краски сотрудники ФСБ обнаружили и на руках задержанного.
Сегодня появилась информация от Следственного комитета России по Вологодской области. В ней указывается, что Борис Ханчалян за денежное вознаграждение он предлагал вологодскому предпринимателю помочь в заключении договора на санитарную рубку древесины. Коммерсант сообщил о таком предложении в Следственный комитет. Перед вчерашним задержанием Ханчалян «получил 2 млн рублей в качестве первой части оговоренной суммы. Еще 800 тысяч рублей оговаривалось передать после заключения договора», — говорится в сообщении управления СКР по Вологодской области.
Правоохранительные органы по горячим следам провели обыски в вологодской квартире Ханчаляна и в его жилом доме в Грязовце. Решается вопрос об избрании подозреваемому меры пресечения.
30-летний предприниматель Борис Ханчалян — два созыва был членом общественной палаты Вологодской области, в мае этого года коллеги единогласно делегировали его в общественную палату России. Там он вошел в состав комиссии по развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, Ханчалян является руководителем вологодского реготделения «Всероссийского общества охраны природы».
— За месяц работы членом ОП РФ, не было возможности узнать человека лично. Считаю, нужно дождаться официальных данных следствия, чтобы делать какие-то выводы, — прокомментировал ситуацию секретарь Общественной палаты Российской Федерации Александр Бречалов.
Интересно, что вологодское задержание произошло буквально на следующий день после того, как в Москве сотрудники ФСБ провели задержание высокопоставленных силовиков из СКР. Комментируя это неординарное событие, руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отметил: дело в отношении высокопоставленных сотрудников СКР показывает, что в стране идет реальная борьба с коррупцией.
Очевидно, задержание Бориса Ханчалян должно показать тоже самое.
Это-то и смущает больше всего — то, что «показательные» антикоррупционные дела выскакивают неожиданно, как черт из табакерки, создавая ощущение своей случайности, но отнюдь не системной антикоррупционной работы. Громкие задержания и даже судебные процессы пока не отменяют ощущения, существующего на бытовом уровне о том, что уровень коррупционности в органах власти различного уровня уменьшается чрезвычайно медленно.
Впрочем, не только на уровне власти. Как видим, и официальная «общественность» не остается в стороне. Назначение людей в такие структуры, как общественная палата (регионального или федерального уровня), воспринимается населением и, похоже, самими назначенцами как попадание в ту же «властную обойму», только с другим названием. Не удивительно, что «общественные контролеры» со временем сами начинают давать повод для того, чтобы внимательно приглядеться к их работе.
Забавно, что Борису Ханчаляну вменяется в вину как раз то, с чем он с коллегами по ОП должен был бороться. Еще в декабре 2015 года вологодский губернатор призывал все общественные силы области (в том числе, и региональную общественную палату) к борьбе с теневой экономикой, проявляющейся, в частности, в деятельности «черных лесорубов» и нелегальных перевозчиков.
Но, видимо, не всем такая работа интересна. Или же они иначе понимают деятельность члена ОП. В этом смысле автору этих строк бросился в глаза интересным комментарий, размещенный в социальной сети одним из новых членов вологодской ОП после очередной ротации ее состава, произошедшего в начале этого года. В посте речь шла о том, что прежняя роль палаты — укреплять связь между правительством области и ее населением более не актуальна — связь уже есть и надежная. Членам палаты нужно решать «конкретные проблемы конкретных людей». Честно говоря, тогда я не очень понял, о чем идет речь, какие такие законные варианты помощи возможны, кроме, разве что «подмогнуть по хозяйству», как выразился незадачливый герой — кандидат в депутаты из известного комедийного телесериала.
Жизнь показывает — варианты есть: и востребованные, и хорошо оплачиваемые.
Илья Неведомский
«РМ»