Тамара Гурняк. Последний монолог

 

 

 

 

 

 

 

 

В четверг Череповец простился с Тамарой Павловной Гурняк – своим Прокурором и Почетным гражданином. Женщиной, всю свою жизнь отдавшей служению своему городу и его людям.

 Совсем юной девчушкой, выпускницей юрфака, Тамара Гурняк попала по распределению в наши края и так и осталась здесь, служа Закону с самой большой буквы. Была следователем прокуратуры. В 80-е годы по настоянию партийного руководства сделала перерыв и с прежней страстью отдавала себя новому, общественному поприщу на посту секретаря городского комитета КПСС. В «лихие 90-е» была прокурором города. И именно благодаря ее усилиям, усилиям непреклонного «законника» Череповец относительно безболезненно пережил непростой переход через полосу «дикого капитализма», которому так и не удалось захлестнуть город кровавой волной преступности. 
 

 В последние годы Тамара Павловна нашла применение богатому юридическому опыту, занявшись адвокатской практикой. Думаю, в Череповце найдется немало представителей предпринимательского сообщества, воспользовавшихся мудрыми и взвешенными советами адвоката Гурняк.
 

 Была Тамара Павловна и добрым другом нашей редакции. Ее реакция на события, происходящие в стране и регионе, всегда была острой и точной.
 

 Человек из советского прошлого, Тамара Павловна, может быть, не без сомнений, но отважно и стойко приняла перемены, реалии новой России. Училась в них жить сама и учила этому других.
 

 В последний раз мы говорили с ней о том, что волнует сегодня всех – о том, как жить и выжить в условиях кризиса. К сожалению, монолог собеседницы не успел увидеть свет при ее жизни. Но он по-прежнему актуален.
 

- Мы видим то, что происходит в городе, в регионе, видим, как страдают от этого кризиса, что переживают простые граждане и предприниматели. Видим через те дела, которые ведем, через ту помощь, которую оказываем.
 

Ко всему прочему, я, естественно, очень внимательно слежу за тем, как ситуация освещается по телевидению, в Интернете. Что говорят и пишут о кризисе, его развитии и возможном (или желаемом) исходе.  Когда же он кончится – завтра, послезавтра, через пять лет? Прогнозы у всех разные. Только вот у меня складывается впечатление, что наше правительство, например, очень хорошо позаботилось о банках, о «несчастных» олигархах. Роман Абрамыч, к примеру, очень несчастен со своими яхтами. Я так понимаю, что таких, как он нужно просто прижать к груди и утешить.
 

А все остальные граждане – «выживай, как сможешь». В том, что касается помощи тому же малому и среднему бизнесу, все ограничивается одними разговорами, декларациями. А конкретных шагов, направленных на то, чтобы предприниматели выжили, нет. Банки с ними не сотрудничают, не занимаются совместным с ними поиском выхода из сложного положения, а только лишь «жмут» их, требуя вернуть кредиты. Выжимают, как половую тряпку: сколько выжал, столько выжал. А ведь Путин и Медведев говорили совсем о другом, о том, что деньги банков (государство им в этом готово помогать) должны идти в экономику.
 

Большое недоумение вызывают полуправда, недосказанность и отсутствие системы в принятии решений и контроле их исполнения. Как профессионал могу сказать: любое решение без контроля исполнения – ничто. В этом смысле глупо критиковать местную власть - она не может сделать больше того, что сделано и позволено «сверху».
 

Вот пример.  Правительством разработана система трудоустройства людей, на это выделены деньги. И вся эта схема переходит сюда к нам, «вниз». А что «внизу»? А внизу – «избалованный», мягко говоря, народ за то время, пока полки ломились, росли зарплаты и были широко доступны кредиты. Люди наши считали, что так будет всегда, хотя было общеизвестно, что мы сидим на нефтяной «игле». И кроме нее наше благополучие больше не было подкреплено ничем. Взять те же продукты питания, которые в большом количестве приобретаются за рубежом. Такого не должно быть! Раз так, значит, мы зависимы, зависимы от того, что происходит с долларом, выступаем в роли некоего «придатка».
 

За плечами большая жизнь, мне приходилось работать следователем, прокурором, секретарем горкома партии. Я смотрю на сегодняшнюю практику, сравнивая с тем, что было тогда. Вот у нас был совхоз «Политотделец» на въезде в Череповец. Он производил овощную продукцию: картофель, морковь, петрушку, сельдерей, капусту. Мы все ездили туда помогать убирать урожай – без различения званий: рабочий, служащий, секретарь горкома. Все было выращено на естественном удобрении, хорошего качества. И у нас была возможность покупать все прямо на поле. Город имел надежное снабжение из своего источника. Сегодня мы едем мимо этих заросших сорняками полей – желтое поле от угла до угла. Красиво, конечно, но никому ничего не дает.
 

Я нисколько не ностальгирую о том, что было. Я не хочу назад. Но, глядя на то, что сегодня происходит, я не вижу и продвижения вперед. Уничтожив тот же «Политотделец», мы ничего похожего не построили взамен. Трава по пояс. Причем, «Политотделец» - только один из многочисленных печальных примеров.
 

Сегодня мэрия разработала программу по трудоустройству, предлагает людям работу. А люди на нее не идут. Считают ее ниже своего достоинства. Я же, например, считаю по-другому: работать нужно. Неважно, что делать. Если ты человек, ты можешь делать все. До кризиса я, к примеру, сама не убирала свое помещение – имела возможность нанять человека. Сейчас, когда возникают трудности и клиенты не всегда могут вовремя оплатить услуги, я могу и сама вымыть окна, полы в офисе. Мы изменили характер услуг. Раньше, предположим, не оказывали услуг в сфере гражданского судопроизводства: бракоразводные дела, лишение родительских прав и т.п. Сегодня работы по прежнему основному направлению, связанному с хозяйственными делами предприятий и предпринимателей, меньше, значит, мы должны пересмотреть свои подходы. Мне не нравится участвовать в бракоразводных процессах, но я пойду на это, потому что, а какой у меня есть выбор?
 

Я считаю, что так должен поступать сегодня каждый: не плакаться в жилетку, что кто-то тебе чем-то обязан. Так было раньше, когда мы строили коммунизм, но не сейчас, при капиталистических отношениях. Плохо только, что мы не взяли из прошлого много хорошего, хотя можно было взять.
 

Я считаю, что сегодня по-своему виноваты обе стороны: правительство, которое весьма своеобразно разрабатывает и воплощает меры по преодолению кризиса, и народ, который тоже своеобразно к этому относится – считает, что завтра кто-то ему что-то принесет и подаст на блюдечке. Иной лучше будет получать пособие в центре занятости, но на работу не пойдет. А мне, например, это было бы оскорбительно. Я бы стала искать возможность заработать самостоятельно. Я считаю, что мне никто ничем не обязан – ни муниципалитет, ни правительство.
 

Безусловно, кризис завершится. Важно, какими мы выйдем из него – каждый в отдельности и государство в целом. Это зависит от всех от нас. От этого зависит и наше будущее.

Слушала и записала
Евгения  Бессараб
27.08.09.
Фото: из личного архива Тамары Гурняк

 

Поделиться
Отправить