Страна советов
О неизбывном и очень характерном для нашей национальной традиции желании власти «приватизировать» (организовать и возглавить) любую общественную инициативу сказано, кажется, все, что можно. И тем не менее, всегда есть, что добавить. Свежим примером стала история с созданием в Череповце «общественного совета» при муниципальном департаменте жилищно-коммунального хозяйства.
Об очередном совете стало известно в январе из повестки дня (внимание!) заседания рабочей группы ЗСО Вологодской области по осуществлению контроля за проведением капитальных ремонтов МКД, запланированного на 14 января 2016 года. Там последним пунктом значилось слушание вопроса «О создании Общественного совета по контролю и развитию сферы жилищно-коммунального хозяйства города Череповца», как ответ на рекомендацию, высказанную в ходе областных парламентских слушаний. А в письме, направленном на имя председателя упомянутой рабочей группы за подписью первого заместителя мэра г-на Сергушева, о создании общественном совете говорилось, как об уже свершившемся факте.
И факт это произвел на жилищно-коммунальную общественность города произвел эффект хорошей новогодней петарды — т.е. разбудил от праздничной спячки и побудил к формулировке острых вопросов. Что и было сделано в письме на имя Юрия Александровича Кузина. Копия этого документа, подписанного Председатель Ассоциации ТСЖ г. Череповца А.Н. Серковым, Председателем Координационного совета председателей советов МКД П.М. Вагановым и исполнительным директором АНО «РУК» В.Н. Синицкой, есть в редакции. Вопросов в нем всего три:
- Почему вопрос о создании Общественного Совета при ДЖКХ решался кулуарно, без участия общественных организаций, работающих в сфере ЖКХ города Череповца?
- Какие функции Общественного Совета и чьи интересы он выражает, если общественность не принимала участие в обсуждении Положения об Общественном Совете, ни его персонального состава?
- Кто уполномочил и наделил Общественный Совет при ДЖКХ города осуществлять контроль за проведением капитальных ремонтов общего имущества МКД? Согласно Жилищного Кодекса это право предоставлено собственникам жилых помещений или их уполномоченным лицам, а также управляющим компаниям, так как в качестве проведения капитального ремонта они являются заинтересованными сторонами.
Поскольку муниципалитет письмо общественников проигнорировал (там говорят, что вообще его не получали), «РМ» обратился непосредственно к начальнику ДЖКХ Дмитрию Буслаеву.
Дмитрий Александрович заявил нашему редактору, что положение об общественном совете есть, но сам совет еще не сформирован. Равно, как и не подписан приказ департамента о таком формировании. После чего г-н Буслаев прямо на глазах у главного редактора нашего издания этот приказ и подписал. Запустив, таким образом процедуру, которая займет месяц. В течение этого периода Служба жилищного просвещения будет принимать заявки от некоммерческих общественных организаций и ТОСов на включение в состав новой структуры. Окончательный отбор участников произведет комиссия, в которую войдут представители Городского общественного совета, ветеранских организаций, Службы жилищного просвещения и отдела по работе с общественностью мэрии города.
Формально новая структура создается во исполнение федерального закона об общественном контроле и получает право обсуждать «общественно важные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства» и вносить по ним свои предложения. Это, что касается того, «кто уполномочил создавать совет и каковы его функции?». А на вопрос, «почему, создавая совет не поинтересовались мнением прочих общественников из сферы ЖКХ?» ответить еще проще: никому это мнение не интересно.
Некоторое время назад муниципалитет поучаствовал в игре в демократию: сначала была создана так называемая «рабочая группа по вопросам ЖКХ» при мэре города, а потом — на волне кампании по созданию советов МКД — координационный совет, призванный объединить председателей этих советов. Потребовалось не очень много времени, чтобы понять: обе структуры не соответствуют своей основной функции — декоративного оформления и послушного санкционирования всех решений мэрии в сфере ЖКХ. А критика жилищно-коммунальной политики мэра и неудобные вопросы общественников, как заявил сам Юрий Александрович, ему «не нужны». Муниципалитет переключился на создание ТОСов и вот теперь нового Общественного совета.
Очередное подтверждение получила старая истина: исполнительная власть в России всегда стремится подчинить себе не только власть законодательную, но и любую общественную инициативу, сделав ее либо своими «крыльями», либо «приводными ремнями». На месте обманутых в ожиданиях и лучших чувствах общественников, подписавших письмо мэру, мы бы не стали обижаться «коварству» городской власти — она действует в русле понятной логики и национальной традиции.
А для того, чтобы избегать подобных ситуаций, сохранять лицо и какую-то значимость (в том числе, для той же власти), общественникам всех мастей, как нам кажется, надобно избегать заведомо проигрышных заигрываний с властью и держаться поближе к обществу и его интересам.
Антон Юрьев
«РМ»