Тот, кто мешает, тот нам поможет...
В понедельник в свой день рождения губернатор Вологодской области публично прочитал свою антикризисную программу, полную призывов к жителям области не бояться, а, взявшись за руки, смело идти навстречу кризису. Впрочем, возможно, столько мужества вологжанам и их губернатору не понадобится — пикировавшие вниз нефтяные цены неожиданно пошли на взлёт...
Медиаподготовка события, которому пиар-служба областного правительства постаралась придать побольше веса, велась заранее с заведомой целью — оглашение программы «антикризиса» должно было вселить если не энтузиазм, то уверенность в региональные элиты и население области.
Экспресс-комментарии, которые дали по свежим следам прямой интернет-трансляции региональные эксперты, депутаты и чиновники, продемонстрировали неоднозначность произведённого эффекта: на словах говорившие оценили выступление губернатора высоко, но лица их выглядели скучно.
Слава Богу, не стали спрашивать мнения «простых» вологжан — они могли бы оказаться слишком разными.
И то, и другое не удивительно — если вдуматься в страшноватенькое содержание губернаторской речи — как ни парадоксально, ставшее следствием добросовестного подхода к её написанию. Во всяком случае, диагностика областного «народного хозяйства», похоже, близка к действительной, соответствует той новой «экономической и геополитической реальности», о которой вначале упомянул Олег Кувшинников.
А реальность эта несёт региону и его экономики целый букет рисков. Включая такие, как, например, «угроза продовольственной безопасности». Нет, это ещё не «костлявая рука голода», конечно, но вполне реальная перспектива либо высоких цен на продовольствие, либо его дефицит при непреклонном и догматическом исполнении намерения ценового сдерживания. Это, к примеру, угроза потери и без того шаткого в последнее время баланса областных финансов, основанного во многом на бюджетных заимствованиях и налоговых «подарках» регионообразующих компаний. Это вполне вероятная угроза «потери конкурентоспособности рядом ведущих предприятий области на внутреннем и внешних рынках», особенно основанных на продуктах национального сырьевого экспорта — руде, угле, нефти и газе. А это можно сказать и о «Северстали», и о «ФосАгро». Причём серьёзные проблемы у региональных «гигантов» немедленно поставят под удар значительную часть малого и среднего бизнеса, особенно вовлечённого в новое движение «бизнес-кооперации» с промышленными «великанами».
Мы уже не говорим, о главной для власти угрозе — нарастании социальной напряженности — как вследствие неизбежного при промышленном падении роста безработицы, так и из-за общего падения жизненного уровня людей.
Угрозы не казались бы такими пугающими, если бы у областного правительства было больше реальных рычагов воздействия на экономическую ситуацию.
Увы, но из того, о чем говорил губернатор, как о мерах противодействия негативным явлениям, реально власти региона могут влиять только на зарплату чиновников и расходы бюджета. Могут они так же навести порядок в запутанной системе льгот и неэффективных, маловостребованных услуг — государственных и муниципальных. А вот то «плечо», которое, по словам Олега Кувшинникова, область должно подставить бизнесу, может оказаться весьма виртуальным. Просто потому, что многие возможности лежат вне зоны возможностей региона. К примеру, реальные инвестиционные возможности есть только у сверхцентрализованного федерального бюджета. И реальная поддержка малому бизнесу — резкое сокращение налогового бремени — тоже региональной власти неподвластна.
Зато власти региона вольны в разнообразии лозунгов, используемых для призыва сограждан к «максимальной консолидации и единению». Эта возможность и была по максимуму использована главным оратором области (и, вероятно, будет использована ещё), призвавшим земляков сообща двинуться навстречу грядущим трудностям — «только вместе и только вперёд!».
Впрочем, есть вероятность того, что нынешняя депрессия продлится относительно недолго. Робкую надежду на это дают сигналы, приходящие с сырьевых рынков, где довольно нефть довольно быстро начала отыгрывать своё ценовое падение. Вслед за нефтью начал своё укрепление по отношению к доллару и евро российский рубль.
К тому же российские нефтяные компании более устойчивы к низким ценам на нефть, поскольку могут легко снижать размер прибыли и им проще, чем крупнейшим мировым компаниям, реструктуризировать свои долги. Это в очередной раз подтвердила крупнейшая в США забастовка 3,8 тыс. сотрудников девяти крупных нефтеперерабатывающих заводов, разгоравшаяся как раз в то время, как вологодский губернатор ораторствовал на региональной трибуне. По словам экспертов, забастовка может привести к дальнейшему снижению цен на нефть. «Продолжение забастовки окажет негативное влияние на стоимость нефти. Добываемое в США топливо будет попросту некуда деть», — отмечает аналитик сиднейской трейдинговой компании Fat Prophets Дэвид Леннокс. «Забастовки и сокращение инвестиций в нефтедобычу США, приведут к повышению цены нефти», — уверенно поддерживает его заведующий отделением энергетической политики института экономики РАН Владимир Волож.
Пикантности ситуации придает тот факт, что инициатором забастовки стал тот самый Объединенный профсоюз работников металлургической промышленности США, который представляет также интересы работников более 230 американских НПЗ, нефтепроводов и химических предприятий, и который в свое время попортил немало крови череповецкой «Северстали», в том числе, поспособствовав продажей ею американских активов. Сегодня вице-президент профсоюза Том Конуэй грозно говорит уже в адрес своих нефтяных компаний: «Они слишком жадные для того, чтобы добровольно пойти на улучшение условий труда для своих сотрудников». Не лучшим образом обстоят дела и у европейских компаний. Британские нефтегазовые компании BP и BG Group сократят капитальные затраты и персонал в общей сложности на 21 млрд долларов ввиду снижения мировых цен на нефть.
Всё это дает аналитикам основания надеяться на благоприятный для нашей страны разворот нефтегазовых цен в ближайшей перспективе. Конечно же, это только вероятность. Но даже если всем нам удастся отделаться от полноценного кризисного падения относительно лёгким испугом, делать правильные выводы нужно.
Всем без исключения...
Илья Неведомский
«РМ»
На Вологодском машиностроительном заводе
Во вторник, 3 февраля, на совещании под председательством заместителя Губернатора Алексея Кожевникова обсуждалась ситуация, сложившаяся на ОАО «ВМЗ», накопившем перед своими работниками долгов по заработной плате почти на 12 млн рублей.
Основная причина ситуации, по мнению Правительства области, — неэффективный менеджмент, приведший к большой закредитованности предприятия.
Перед администрацией Вологды, собственниками и руководителями ВМЗ поставлена задача в кратчайшие сроки разработать конкретный график погашения долгов по зарплате и план возобновления работы предприятия. Власти области постоянно отслеживают ситуацию и вместе с прокуратурой области, ФНС и Государственной инспекцией труда держат ее на контроле. Будут приняты все законные меры по защите интересов работников предприятия.
Источник — Пресс-служба Губернатора Вологодской области