Полёт рубля или «эффект пылесоса»
Курс доллара превысил психологическую отметку 35 руб., евро также побил все рекорды и достиг 48 руб. Кажется, что по валютному рынку блуждает призрак кризиса
Хотя особой паники среди населения не наблюдается, возникают вопросы о причинах и следствиях валютного роста и желание спрогнозировать будущее слабеющего рубля. Эксперты утверждают, что в своем январском падении рубль всего лишь догоняет валюты других развивающихся стран. Это часть глобального процесса: инвесторы переориентируются на развитые экономики...
Что американцу хорошо
Первый звонок для развивающихся рынков прозвенел в конце мая 2013 г., когда тогдашний председатель Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке заявил: денежные власти США готовы начать сворачивать программу количественного смягчения (QE), по которой они ежемесячно выкупали активы на $85 млрд. Валюты, акции и облигации многих развивающихся стран тогда упали: инвесторы стали опасаться, что сокращение ликвидности отрицательно скажется на их финансовых рынках и экономиках.
Паника прошла к началу осени, и рынки особенно успокоились, когда ФРС не стала, как все ожидали, сокращать выкуп активов в сентябре. Но с января сворачивание QE началось по-настоящему: ФРС сократила выкуп на $10 млрд, с февраля, как было объявлено на прошлой неделе, он сократится еще на $10 млрд; ожидается, что на такую же сумму выкуп будет уменьшаться каждый месяц. Одновременно в январе пришли негативные новости из Китая, где фактически остановился рост промышленного производства; многие развивающиеся страны, в частности поставщики сырья, сильно зависят от китайского спроса.
Во втором полугодии 2013 г. стала ясна еще одна глобальная тенденция: в то время как экономики развитых стран набирают ход, в развивающихся темпы роста падают. Если с начала века до недавних пор развивающиеся экономики обгоняли по темпам роста развитые и мировую экономику в целом, то, по прогнозам на 2014 г., в России и Бразилии, например, рост будет ниже, чем в США и в мире. При этом программы денежного стимулирования центробанки проводят именно в тех странах, которые сейчас быстро восстанавливаются. Это заставило аналитиков заговорить в январе (особенно во время саммита в Давосе), что ужесточение ультрамягкой денежной политики может начаться в США и Великобритании раньше, чем предполагалось.
Между тем, по подсчетам Всемирного банка (ВБ), в
Неизбежное повышение ставок сделает развитые страны финансовым пылесосом в отношении стран развивающихся, предупредил в прошлый понедельник председатель ЦБ Бразилии Алешандре Томбини. Он призвал последние ужесточать денежную политику, так как отток капитала все равно заставит их сделать это, чтобы справиться с инфляцией.
То русскому кризис
Если раньше инвесторы воспринимали развивающиеся рынки скорее, как единый класс активов (в конце
Развивающиеся страны сильно различаются в том смысле, что факторы, которые подорвут позиции одних (как, например, сворачивание денежного стимулирования ФРС), могут не оказать почти никакого влияния на другие, считает Нил Ширинг, главный экономист по развивающимся рынкам Capital Economics. Он разделил их на несколько групп. В одной, куда Ширинг включил Аргентину, Венесуэлу и Украину, хроническое неэффективное управление угрожает экономической стабильности. У членов другой наилучшие шансы пережить возможный кризис: это Корея с ее эффективной экономикой и улучшающимися перспективами на экспортных рынках, Филиппины и Мексика, проводящие экономические реформы. Больше всего от ужесточения денежной политики могут пострадать страны, жившие не по средствам и с большим дефицитом счета текущих операций, включая Турцию и ЮАР, считает Ширинг. Крупнейшие развивающиеся экономики страны БРИК столкнулись с серьезными структурными проблемами, их судьба в большей степени зависит от того, смогут ли власти провести необходимые реформы, чем от ситуации в Европе или сворачивания QE ФРС, полагает эксперт.
Динамика валютных курсов частично отражает разницу в подходах. Эксперименты Аргентины с ограничениями на движение капитала и управлением валютным курсом, который она в итоге не смогла поддержать, привели к падению курса песо к доллару с начала года по прошлый четверг, по данным Bloomberg, на 18,4% (мировой лидер снижения). В Турции и ЮАР, где дефицит счета текущих операций превышает 7 и 6% ВВП соответственно и где центробанки, несмотря на высокую инфляцию (в Турции 7,4% в 2013 г.), только на этой неделе решились поднять процентные ставки после нескольких лет мягкой политики, валюты упали на 5,5 и 6,6%. В России, где экономический рост практически остановился, деловой и инвестиционный климат не улучшается, а власти не предпринимают значимых шагов для исправления ситуации, курс рубля к доллару упал на 6,75%.
Между тем мексиканский песо и корейская вона подешевели на 2,8%. Курс бразильского реала снизился на 2,7%; хоть это и худший для него результат для января с 2010 г., ограниченность падения Томбини объяснил превентивной политикой своего ЦБ, который повысил ставки шесть раз в 2013 г. и еще раз в начале этого.
На прошлой неделе центробанки Индии, Турции и ЮАР, чтобы остановить падение валют, повысили ставки. В теории это должно было бы поддержать рупию, лиру и ранд, но, поскольку это произошло, когда отношение инвесторов к развивающимся рынкам уже сильно ухудшилось, повышение ставок лишь отразило переоценку рынками рисков и было проигнорировано, написали в отчете аналитики Barclays Capital. Наоборот, негативные настроения стали распространяться и на другие рынки: буквально в последние дни сильно подешевел форинт (с начала года на 6,5%), так как ЦБ Венгрии, сильно пострадавшей от кредитного кризиса, в последнее время лишь снижал ставки и заявил, что не намерен ужесточать политику.
Распродажи идут по классической схеме, проходя определенные этапы, говорит Кристиан Лоуренс, стратег по валютам развивающихся стран Rabobank. Сначала под давлением оказались уязвимые валюты, такие как у Турции и ЮАР, теперь рынок ищет новую цель.
Возвращаясь к отечественным реалиям, остаётся только порадоваться за иностранных туристов, собирающихся на Олимпиаду в Сочи. Американцы и европейцы получают специальную курсовую скидку.
А жителям России, похоже, ловить движения курсов уже поздно. Тем, у кого нет больших сбережений, в подобных ситуациях можно посоветовать, словами бывшего главы ЦБ Виктора Геращенко, «не дергаться». А для тех, у кого они есть, продолжает быть актуальным принцип диверсификации активов. Часть в рублях, часть в тех же долларе и евро. То на то и выйдет.
«РМ»
Использованы материалы FT, WSJ
03.02.2014
Фото: «Газета.RU»
Капитану никто не верит
Тонет корабль. Шторм, пробоина в днище, но капитан ведет судно прежним курсом в эпицентр урагана и убеждает пассажиров, что все в порядке. Вода уже заливает каюты, а он продолжает объяснять, что фундаментальных причин тонуть нет, а курс верный. И вот тут-то начинается паника, потому что капитану уже никто не верит.
Набиуллина и ее первый зам Ксения Юдаева, безусловно, блестящие экономисты. Набиуллина вызвала мое глубокое уважение, когда я узнал, как она билась на совещании у Путина против решения забрать в бюджет накопительные взносы за 2014 г. Будет включено кризисное мышление, пыталась донести она очевидную мысль.
Сейчас кризисное мышление включают многие действия и слова топ-менеджеров Центробанка. ЦБ слишком долго молчал, а когда начал объяснять, что же происходит с рублем, выглядел неубедительно. Не успокоят людей слова о том, что все дело в ФРС и Китае, курс формируется рынком, а ЦБ таргетирует инфляцию. Зато подпитают панику слова Юдаевой о том, что некоторая волатильность рубля может помочь экономике. Особенно если эти слова звучат на фоне отказа ЦБ от целевых интервенций.
Повлиял на настроения и двойной эффект ослабления рубля и зачистки банковской системы. Очередная жертва — «Мой банк». Оперировать банковскую систему нужно, но перед операцией пациента готовят к ней, а иногда и откладывают хирургическое вмешательство, чтобы укрепить его здоровье. Возможно, ЦБ стоило бы сделать паузу.
Набиуллина возглавила ЦБ в очень сложной ситуации — стагнация экономики, давление на рынки и многочисленные проблемы в финансовой системе. Далеко не любой самый блестящий экономист и опытный чиновник сможет стать хорошим центробанкиром (разумеется, для этого нужно еще и время), особенно в столь сложный момент. Иногда приходится немного отклониться от верной теории (конечно же, курс должен формироваться рынком, нужно идти к таргетированию инфляции и санировать банковскую систему). А чтобы регулировать рынок, необходимо влиять на настроения его участников и населения, понимая, что люди далеко не всегда ведут себя рационально.
Я не сторонник некоего особого пути, но особенности нельзя не учитывать. В России еще долго люди будут смотреть на изменение котировок, как на сводки с фронта, потому что еще 10 лет назад получали зарплату в валюте, а 20 лет назад ценники были долларовыми. У людей есть накопления и кредиты в валюте. Они пережили девальвацию, гиперинфляцию и деноминацию, теряли вклады. Он помнят и 1998, и 2008 гг. У населения нет еще доверия ни к банковской системе, ни к рублю, ни к власти. И Набиуллиной только предстоит его завоевать.
Филипп Стеркин