В целях освоения

 

 

 

 

 

Такая популярная сегодня в среде чиновников мера борьбы с безработицей, как «общественные работы», может только на время решить две локальные задачи: купирование общественного недовольства и освоение бюджетных средств. В долгосрочной же перспективе такой подход чреват серьезными негативными последствиями.

 Во вторник, 21 июля, на совещании с главами муниципальных образований в городе Тотьма губернатор Вячеслав Позгалев дал наказ руководителям районов «активнее участвовать в реализации антикризисных программ и особое внимание уделить организации временных и общественных работ на местах».
 

Губернатор привел в пример Шонгское поселении Кичменгско-Городецкого района, где было создано 21 рабочее место по общественным работам и освоено более 300 тысяч рублей. В результате выполнены работы по благоустройству и озеленению населенных пунктов сельского поселения.
 

Однако, по мнению главы области, основанном на данных специалистов, того количества жителей региона, которое занято на общественных и временных работах, недостаточно. Видимо, поэтому Вячеслав Позгалёв так настойчиво призывает глав местного самоуправления вести разъяснительную работу с руководителями предприятий и организаций о плюсах в создании общественных и временных рабочих мест:
 

- Необходимо объяснить руководителям, что существует реальная возможность получить  средства на организацию временных работ и увеличить фонд оплаты труда на предприятии», - подчеркивает глава региона. И обязательно добавляет каждый раз, что средства, необходимые на организацию общественных и временных работ, в бюджете имеются.
 

Вот это-то обстоятельство, как представляется, и является решающим: то есть, наряду с настоятельной необходимостью сохранять в регионе социальное спокойствие, есть не менее настоятельная необходимость «освоить» выделенные области бюджетные средства на борьбу с безработицей.
 

Речь идет о серьезных деньгах. Достаточно сказать, что по состоянию на 20 июня в регионе программой «Содействие занятости населения, включая мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году» было охвачено лишь 15221 человек, или 32,4% к запланированной численности. На реализацию этого направления было израсходовано 59,9 миллионов рублей, или 6,8% от бюджета программы и 19,1% от первого транша, полученного из федерального бюджета.
 

А ведь наверняка получение следующих траншей обусловлено «освоением» первых платежей. Вот за это освоение и идет нешуточная борьба. При этом давление оказывается на всех без исключения местных руководителей, как во властных структурах, так и на предприятиях. При этом случаются самые забавные случаи.
 

Знакомый директор группы частных управляющих компаний рассказывал, как в череповецкой мэрии ему «наваливали» таких вот «бесплатных» работников:
 - Берите, говорят, куда хотите и, желательно, побольше. А куда я их возьму? У них же ни квалификации подходящей, ни допусков никаких нет. К сантехническому, электрическому оборудованию их не допустишь. Убирают они плохо, да и для уборки мы тоже используем довольно дорогую технику, которую я не могу доверить первому встречному. Мне говорят: «А вы организуйте «службу консьержей»!». Господи! Какие консьержи?! Что, посажу небритых мужиков в подъездах наших жильцов пугать?
 

- В целях экономии в нашем учреждении сократили должность уборщицы, - рассказывает директор детского учреждения. – Хотя деньги были совсем небольшие – чуть больше пяти тысяч рублей – пожилая женщина-пенсионерка на большее не претендовала. Зато работала хорошо. Каждый день у нас было чисто – все убрано, вымыто. Взамен из центра занятости прислали двух молодых теток. Одна появляется на час утром – моет пол, вторая тоже самое делает вечером. Каждая, как я понимаю, получает из бюджета по десятке. Но не в деньгах даже дело (тем более, не я их плачу). Просто, какой при таком отношении может быть порядок? А ведь у нас детское учреждение!
 

Я рассказал эти истории одному из чиновников областного правительства. Вместе посмеялись. Он сказал:
 - Я тебе еще десять таких случаев могу рассказать. Конечно, это плохо. Но все-таки лучше, чем ничего.
 

Ясно, что никаких серьезных проблем в сфере занятости, кроме временного купирования общественного недовольства, общественные работы решить не в состоянии. Мало того, они развращают людей: более-менее квалифицированные специалисты вынуждены выполнять черновую работу (с неадекватной оплатой за этот труд, вызывающей ощущение «халявы») вместо того, чтобы учиться чему-то полезному, что могло бы пригодиться после кризиса.
 

Между прочим, по данным недавнего доклада Министерства регионального развития, львиная доля средств госпрограммы по борьбе с безработицей 19,6 млрд. рублей, или почти 80%, должна пойти именно на общественные работы. В то время  как на организацию собственного дела государство готово выделить потерявшим работу всего 2,65 млрд. рублей, а на программы опережающего обучения и вовсе 2 млрд. руб. На эти деньги государство надеется обучить свыше 200 000 человек, израсходовав на одного участника программы около 10 000 руб. Все это грустно. 
 

Грустно оттого, что кризис  конечно же  кончится, а наша экономика по-прежнему останется малоэффективной. Главным образом, из-за удручающего уровня производительности труда. А высокая производительность невозможна без, с одной стороны, инвестиций в современное производительное оборудование, а, с другой, без оптимальной (минимально необходимой) численности высококвалифицированного персонала. Кризис же только еще раз продемонстрировал работодателям, что в российских условиях наличие большого коллектива - это неоправданный риск и минимизировать его можно  только неуклонно сокращая численность занятых.
 

Решить проблему безработицы в этом случае можно только созданием новых рабочих мест. Собственно об этом говорил сам губернатор месяц назад, призывая чиновников занять «наступательную позицию» в борьбе с безработицей. Для этого желательно всячески стимулировать субъектов экономии и частную инициативу граждан. В этом смысле у нас не только «поле не паханое», но прослеживается даже какой-то тихий саботаж в отношении тех, кто хоть как-то что-то пытается «вспахать».
 

- Нашествие металлургов во власть принесло свои плоды, - в порыве возмущения говорил на одном из обсуждений известный череповецкий предприниматель. - Металлург – герой, предприниматель – враг. Сколько людей оказались выброшенными на улицу, когда с подачи «градообразующего предприятия» в Череповце стали убирать палатки, газетные киоски и т.д.? Мэр Кувшинников на встрече ругает предпринимателей: «Что вы все под металлургов лезете?». Да ведь сами так все устроили. Посмотрите на соседнюю Вологду. Согласен, что город бюджетный, кризис на нем не так сказывается. Но малых предпринимателей там никто не трогал. Политика городских властей там совершенно иная. А ведь и у нас совсем не моногород.

Вот и выходит, что от государства в данной ситуации нужны далеко не только деньги. Да и денег можно выделять минимум, если те, кто хоть что-то может сделать сам, будет верить, что его усилия не окажутся бесплодными.

Илья Неведомский
Фото: news.74mail.ru 

 

Поделиться
Отправить