Команда губернаторов
«Оценка и мнения вологжан будут способствовать формированию нового качества власти и принимаемых управленческих решений на всех уровнях!», — заявил губернатор Олег Кувшинников на старте нового этапа проекта «Команда Губернатора: Ваша оценка». С такой позицией, в целом, согласны и составители первого в России рейтинга эффективности губернаторов — по их мнению, если в регионе есть серьезные проблемы, просто пиаром дело не исправишь...
Губернаторский проект, направленный на то, чтобы выявить мнение жителей области по поводу проблемной повестки дня региона, с одной стороны, и по качеству реагирования на неё региональной власти, с другой, имеет еще одну задачу «создание нового качества власти и нового качества жизни на местах». Такой подпроект «Команда Губернатора: муниципальный уровень» впервые стартовал в январе 2013 года. По словам самого Олега Кувшиникова, он открыл дорогу во власть молодым креативным людям. Губернаторская пресс-служба приводит статистику: 236 участников смогли повысить свою квалификацию, 43 проекта стали победителями, 30 получили грантовую поддержку. К результатам проекта даже пытаются отнести факт снижения среднего возраста чиновников в области — с 50 до 37 лет. И, действительно, в весьма ответственных областных креслах стали мелькать жизнерадостные лица молодых карьеристов.
Что касается «оценочной» части проекта, то здесь губернской властью поощряется активность граждан, желающих «оценить эффективность органов исполнительной государственной власти области. Основными параметрами стали: достижение целей и показателей, направленных на повышение социально-экономического развития, а также формирование предложений о дальнейшем развитии отраслей с учетом мнения населения». «Экспертом» может стать фактически любой желающий. В прошлом году таких набралось почти полтораста тысяч человек.
Трактовать такую социальную «инженерию» можно двояко: как действительную попытку опереться на «коллективный разум» жителей подопечной территории и найти себе среди них толковых помощников, или, как способ «размазать» свою собственную ответственность, включив в регионе механизм круговой поруки и фабрикации дежурных стрелочников.
Между тем оценки российским губернаторам ставят повсеместно — не только снизу, но и сверху и даже «сбоку». Последним нашумевшим фактом такой экспертной оценки со стороны стала публикация в газете «Известия» близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества (ФоРГО) первого рейтинга эффективности губернаторов, составленного в партнерстве с фондом Общественное мнение (ФОМ) и Национальной службой мониторинга.
Как утверждают авторы рейтинга, его базовый вариант рассчитывался по результатам социологического опроса, проведенного ФОМ среди 59 000 россиян: респондентов просили дать оценку положению дел в регионе и деятельности конкретного губернатора. Этот показатель мог принести главам регионов до 75 баллов из 100 возможных. Вспомогательным инструментом (по 5 баллов) стали экономические показатели (соотношение денежных доходов и расходов населения, использовались данные Росстата), данные о взаимоотношениях власти и бизнеса, а также отзывы экспертов.
Рейтинг разделил всех глав российских регионов на четыре группы. В первую, «лидерскую» вошли губернаторы, набравшие более 75 баллов: Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий АО), Анатолий Артамонов (Калужская обл.), Рустам Минниханов (Татарстан), Аман Тулеев (Кемерово), Евгений Савченко (Белгородская обл.), Сергей Собянин (Москва), Роман Копин (Чукотский АО), Рамзан Кадыров (Чечня), Владимир Печеный (Магаданская обл.), Владимир Якушев (Тюмень).
Во вторую, которую можно обозначить, как «между небом и землёй», вошли вошли 20 губернаторов, набравших от 75 до 65 баллов. Им совсем немного не хватило, чтобы занять место в «высшей лиге». Вторую группу открывает губернатор Амурской области Олег Кожемяко (75 баллов,
Замыкает рейтинг своего рода «группа смерти», состоящую из таких региональных лидеров, как Виктор Басаргин (Пермский край), Игорь Федоров (Ненецкий АО), Александр Козлов (Орловская обл.), Василий Юрченко (Новосибирская обл.), Александр Хорошавин (Сахалин), Сергей Ястребов (Ярославская обл.), Андрей Шевелев (Тверская обл.), Александр Худилайнен (Карелия), Александр Волков (Удмуртия), Олег Богомолов (Курганская обл.). Логично, что в числе аутсайдеров рейтинга оказались и четыре руководителя регионов, чьи полномочия истекают в 2014 г. Кроме того, рейтинг «ниже среднего» участников этой группы объясняется причастностью к скандалам, как, например, у губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, которого недавно ограбили на собственной вилле во Франции, сомнительными тратами на личные нужды, как Хорошавина, или конфликтом с частью местных элит, как у Виктора Басаргина.
Что касается уже упомянутого губернатора Вологодской области, то Олег Кувшинников оказался в рейтинге «на грани фола» — так комментаторы обозначили положение губернаторов, попавших в третью по счёту группу со средним рейтингом
Нам неизвестна реакция главы Вологодчины на рейтинг, но его коллеги-губернаторы (естественно, те, кто не попал в группу лидеров), отзываются о публикации весьма скептически.
По мнению губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, давать оценку деятельности властей должны, в первую очередь, сами жители региона. «Публичную оценку рейтингу, а по сути, своей работе, должен давать не губернатор или областное правительство, а, в первую очередь, жители региона, политологи и представители экспертного сообщества», — пояснил пресс-секретарь губернатора Роман Скудняков. А его коллега, пресс-секретарь губернатора Брянской области (набравшего в рейтинге 61 балл) Дмитрий Огнев заметил, что рейтинги часто не учитывают такие социально-экономические показатели, как «стабильность в регионе, доверие населения, поддержка федерального центра».
«Счастливым» для составителей рейтинга исключением стал глава Иркутской области Сергей Ерощенко, который увидел в оценках экспертов потенциал роста экономики сибирского региона. «Для меня это не оценка не моей работы, а работы всей команды. Еще точнее — задача на будущее. Нам необходимо развивать экономику, создавать новые рабочие места. Нам нужно модернизировать сферу ЖКХ, моногорода, огромный блок — строительство, где нужно развивать и индустрию в целом, и заниматься инфраструктурой, много задач социальном блоке. У нас очень богатый регион. Возможностей для роста много, нужно их использовать, тогда будет реальное развитие, и оценки будут выше», — сказал ИТАР-ТАСС Ерощенко.
Расходятся в оценке рейтинга и некоторые эксперты. Так президент фонда Петербургская политика Михаил Виноградов полагает, что использование различных критериев оценки работы губернаторов приводит к различным результатам. Например, регион может жить в долг, иметь за счет этого хорошую социологию, но с точки зрения экономики это не будет эффективным. По поводу действительно благополучных регионов у экспертов формируется консенсус, но в отношении наиболее противоречивых, как, например, Сахалин, где экономическая устойчивость накладывается на политические проблемы, единой оценки нет.
В годовом рейтинге эффективности губернаторов, который составляло Агентство политических и экономических коммуникаций, по словам его гендиректора Дмитрия Орлова, удельный вес социологии был около 30%. Оценки населения все-таки достаточно субъективны, граждане могут не заметить, например, изменения качества управления или финансовых аспектов, говорит Орлов. По его мнению, федеральным властям имеет смысл учитывать разные рейтинги и только как один из факторов индикаторов состояния регионов.
Илья Неведомский
«РМ»
29.01.2014
Фото: «Известия»
Километры и миллиарды
«Уважаемый Александр Владимирович!
Довожу до Вашего сведения, что 16 января 2014 года на сайте Общероссийского народного фронта размещена недостоверная информация об использовании чартерных авиаперевозок в Вологодской области.
В частности, указана информация о том, что „согласно заявкам, размещенным на сайте госзакупок в 2012 и 2013 годах, руководители региона провели и намерены провести в салонах чартерных самолетов 672 летных часа“.
Вместе с тем, за 2012 и 2013 годы количество полетных часов составило 409,8. Одновременно указан километраж, который также не соответствует действительности (на сайте — 504 000 километров, фактически — 173 957 километров).
Кроме того, обращаю Ваше внимание на то, что все чартерные рейсы осуществлялись в связи со служебной необходимостью в пределах Российской Федерации, а также на вертолете по территории Вологодской области. Использование чартерных перевозок связано и с тем, что в городе Вологда отсутствует регулярное авиасообщение. Полеты осуществляются только с августа 2013 года трижды в неделю авиакомпанией ОАО „Псковавиа“ сообщением Вологда — Санкт-Петербург.
Александр Владимирович, в том случае, если бы Вы обратились с запросом в Правительство Вологодской области, Вам незамедлительно была бы предоставлена объективная информация об использовании чартерных авиаперевозок в Вологодской области. Вместе с тем, от Вашего имени ни письменных, ни устных запросов не поступало, что повлекло за собой использование недостоверной информации при подготовке материалов на сайте Общероссийского народного фронта и последующее ее тиражирование в некоторых федеральных СМИ.
В связи с изложенным прошу Вас опубликовать достоверную информацию на сайте Общероссийского народного фронта и довести её до сведения средств массовой информации.»
Из письма губернатора Олега Кувшинникова сопредседателю ЦШ ОНФ Александру Бречалову
«Деятельность регионального правительства в современных условиях во многом сосредоточена на взаимодействии с федеральными ведомствами, на работе в Москве и Санкт-Петербурге, если речь идет конкретно о нашей области. Многие вопросы просто невозможно решить, находясь физически на территории региона. С этим связаны поездки в столицу, которые зачастую возникают оперативно. Благодаря этой работе нам удалось привлечь в область гигантские средства — более 25 миллиардов рублей — на решение самых разных социальных задач!» — отметил в своем комментарии глава региона.
Источник — пресс-служба Губернатора ВО