«Что за комиссия, создатель…»
Бледная тень советских товарищеских судов, учрежденная областным законом административная комиссия испортила и еще испортит немало нервов жителям Череповца и ответственным лицам городских предприятий. Просто потому, что этот странный орган не в состоянии устранить проблемы города, которые становятся причиной правонарушений. Остается одно — карать граждан, случайно попавших «под раздачу».
Наш интерес к этому удивительному бюрократическому органу не случаен — по статистике порядка четверти всех дел, рассматриваемых административной комиссией Череповца приходится на нарушения правил благоустройства территории — сфера, непосредственно относящаяся к ведению управляющих организаций. И практически каждая УК имеет свою печальную историю взаимоотношений с этим административным органом — историю унижений, выплаты штрафов, чувствительных при нынешнем скудном тарифе или оспаривания правомерности наказания в судах.
Одним словом, за административной комиссией давно закрепилась слава «коммунального гестапо». Справедливость такого определения хорошо поймет всякий, кто хоть раз оказывался перед лицом этого «коллективного органа» в качестве обвиняемого в нарушении.
Дело не в тех деньгах, которые практически всегда приходится заплатить за невольный визит к «администраторам». Дело в моральном давлении, которое оказывают члены комиссии на свою жертву. Вас ведь не просто наказывают за что-то, как в суде, например, вас непременно желают подвести к тому, чтобы вы сами публично устыдились своего поступка, чтобы наказание выглядело оправданным не только по закону, но и ментально.
В этом упомянутое сходство административной комиссии с «товарищескими» судами бывшего СССР. Только товарищей, увы, повывели в 91-м году. Вместо них инквизиторские стулья заняли бюрократы, а поскольку законы нынче волчьи — воспитывают граждан не только словесным упреком, как прежде, но еще и рублем.
По своей сути административная комиссия — трибунал, тот же суд, но суд, который вершат непрофессионалы, т.е. люди, занимающиеся не своим делом. Отчего на самом деле не передать все дела комиссии обычным судам? Главная причина в том, что так городские и областные чиновники реализуют свои властные амбиции — есть право региона на свой маленький «административный кодекс», но нет права создавать свой собственный суд — тогда создается комиссия.
Ее члены полны чувства собственной значимости — еще бы, они же должны показать, что областные законы ничем не хуже федеральных — также «строги и справедливы». Но в столкновении «идеального» закона с вопиющей «правдой жизни» за окном рождается обратный эффект — презрения к закону, который часто просто невозможно исполнить. А заодно и к его защитникам, которые не могут, а, главное, не хотят ничего сделать, чтобы хоть как-то привести жизнь и закон в соответствие.
Вот комиссия стыдит, а потом штрафует на 3000 «рэ» молодую женщину, мать-одиночку, живущую с ребенком на съемной квартире, за то, что поставила свой, взятый в кабальный кредит «жигуленок» на ночь рядом с другими автомобилями в месте, которое кто-то назвал «зелеными насаждениями». «Люди добрые! Так больше и ставить-то негде!», — всплескивает руками обвиняемая. «Пользуйтесь платной стоянкой или покупайте гараж», — невозмутимо поучает лишенку комиссия.
И таких «дел» — сотни. Хоть кто-то в муниципалитете анализирует этот поток, за которым вопиющая проблема, которую надо решать? «А не наше это дело!», — отвечает комиссия.
Вот комиссия штрафует управляющую компанию за не вовремя скошенную траву. Несмотря на то, что для кошения есть график, утвержденный собственниками, что они же, считающие в тарифе каждую копейку, в конечном итоге сами и оплатят этот штраф. Но «закон — один для всех!». А тетя погонах подполковника полиции строго добавляет для большей убедительности: «Потому что в травостое нарушается общественный порядок. Знаете, что мы в этой траве находим?!». Страшно даже подумать...
Директору УК «Служба заказчика» Николаю Круглову отбиться от санкций комиссии помогают только личные встречи с мэром Череповца и то ненадолго. Юрий Кузин громогласно напоминает подчиненным, что надо давать шанс людям и организациям исправить недочеты, что главная задача комиссии в профилактике правонарушений, а не в пополнении городской казны. И какое-то время эти слова действуют. А потом все начинается сызнова...
Вот предпринимателя-инвалида, занимающегося благоустройством пустыря на городской, превращенной в помойку окраине, штрафуют за то, что он «не принял меры по восстановлению благоустройства». Основание — просроченное на пару дней разрешение на земельные работы. Нет слов.
«Довольно часто нам не дают времени исправить недостатки, — свидетельствует директор группы УК „Олимп“ Игорь Лебедев, — сразу передают протокол на комиссию, без выдачи предписаний со сроками устранения нарушений. А на комиссии никто ситуацию толком не рассматривает — туда приходишь уже за готовым решением: проголосовали и выписали штраф».
Стоит ли удивляться при таком «правосудии», что значительная часть решений административной комиссии опротестовывается не «картонными», а настоящими судами. Раз так, может стоило бы сделать решительный шаг и ликвидировать наконец это странное образование, а его функции передать по принадлежности — в нормальные суды общей юрисдикции.
Сергей Авдеев
«РМ»
16.08.2013
Фото: cherncity.ru