Бизнес детям не игрушка

 

 

 

Для того чтобы найти выход из непростой социально-экономической ситуации, власть и бизнес должны договариваться о совместных действиях по преодолению кризиса, если нужно – идти на взаимные уступки. И обязательно помнить о своей ответственности – слишком велика сегодня цена ошибки или небрежности в управлении страной, регионом, городом или предприятием. Так можно сформулировать позицию, которой твердо придерживается директор череповецкой площадки компании «ФосАгро АГ» Евгений Иванов.

 Как известно, апогеем известного совещания в Пикалево стало подписание соглашения с компанией-поставщиком сырья для «Базэлцемент-Пикалево» – «ФосАгро». «ФосАгро» традиционно поставляло на предприятие нефелиновый концентрат, из которого на «БазэлЦементе» производится глинозем, и далее для производства цемента на «Пикалево-Цементе», а также соды и поташа на «Метахиме». 
 

«РМ» попросил руководителя череповецкого филиала «ФосАгро» Евгения Иванова прокомментировать это решение, а заодно оценить степень напряженности ситуации в Череповце, который тоже принято относить к категории «моногородов».
 

- «ФосАгро», - заметил Евгений Григорьевич, - в ситуации с Пикалево фигурирует по той причине, что мы производим сырье для этих предприятий. Мы готовы его продавать. И все время были готовы. Но делать это сложно в связи с тем, что единое, в общем, производство принадлежит трем компаниям. Это, как если бы на нашем «Аммофосе», к примеру, с его единой технологической цепочкой серной кислотой владел один хозяин, фосфорной – другой, минеральными удобрениями – третий. И поставщику вместо того, чтобы договориться с одной компанией, приходилось бы договариваться сразу с тремя. И люди, которые между собой не договорились (имея, между прочим, и другие виды бизнеса), просто взяли и остановили предприятие. Под любым предлогом – «дорогая цена на сырье» и т.д. Я считаю, это в корне неправильно. Нельзя относиться к таким серьезным вещам, как производство, от которого зависит жизнь не одной тысячи людей, как к какой-то игрушке: поиграл, надоело - и бросил. Те, кто так поступил, наверняка представляли, чем дело закончится. Оно этим и закончилось.

- Сейчас в Пикалево затишье. Заводы работают, но не на полную мощность по временному договору, заключенному в июне на три месяца в присутствии премьер-министра Владимира Путина. Как вы считаете, удалось ли выправить ситуацию окончательно, или это пока еще остается лишь благим пожеланием?
 

- «ФосАгро» грузит сырье в соответствии с тем договором, который там был подписан. И я думаю, что возврата назад уже не будет. Тем более, насколько я понимаю, владельцы пикалевских активов успели и кредиты получить для расчетов с поставщиками. По крайней мере, в наших интересах, чтобы это было надолго. Для нас это тоже одна из весомых составляющих себестоимости апатитового концентрата.

- Хорошо. Тогда, что можно сказать о возможностях провести аналогии между Пикалево и Череповцом? Его ведь тоже относят к категории «моногородов».
 

- Я считаю, у нас не совсем моногород. Если много лет говорить, что «белое – это черное», человек невольно начинает к этому привыкать. А у нас с 1949 года говорили, что Череповец – «город металлургов». Но ведь рядом как-то «незаметно» выросли строители, химики и многие другие. С не меньшим числом работающих, между прочим. И сейчас, когда пришла пора нести ответственность за происходящее, то вспомнили и о нас. Говорят, что химикам повезло в кризисе. Нам не «повезло» - мы с 2001 года (а «Азот» еще раньше) упорно занимались реконструкцией производства и теперь имеем самую низкую себестоимость производства минеральных удобрений в России. Далось это напряженной работой многих тысяч людей – от простого рабочего до основных акционеров. Хотелось бы, чтобы бизнес был адекватен той ситуации, которая есть. 
 

- Хочется спросить: как в подобных ситуациях должны вести себя, условно говоря, власти и работодатели – представители бизнеса? Какой может быть между ними консенсус, чтобы не допускать усугубления социально-экономической ситуации?
 

-  Я считаю, что сейчас все действия должны быть строго скоординированы. Между властью (областной и городской) и руководителями, собственниками всех – крупных, средних, мелких, каких угодно,  предприятий. Крупных у нас несколько, а вот мелких тысячи. По объемам занятости они все вместе могут сравниться с крупными. Поэтому все, начиная от президента, говорят сейчас о том, что надо уделять внимание развитию среднего и малого бизнеса. Только не все понимают, как это делать.
 

- Чувствуется, что вы не очень довольны поведением малых и средних предпринимателей.
 

- Мне кажется, что сейчас, когда крупные предприятия попали в беду (по-другому не назвать), их более мелкие коллеги ведут себя не по-товарищески. Вчера в итоговой информационной программе показывают, как президент у членов правительства   спрашивает: почему у нас наценка на лекарства 80-100%? Показывают председателя Правительства в супермаркете - берет творог, молоко, мясо – те же самые 50, 80, 120%. Спрашивается – кто наживается на беде? А ведь тому же малому и среднему бизнесу, кажется, идут навстречу – всем дают возможность работать по упрощенной налоговой системе. А товарищи вот, каким образом этим пользуются. Поэтому не надо сваливать всю вину за сложившуюся ситуацию только на губернаторов и мэров городов. Люди, которые занимаются бизнесом, тоже должны понимать – мы в одной упряжке. Поэтому, если делаются шаги навстречу малому и среднему бизнесу, то и он должен отвечать тем же. Я понимаю, что, когда человек привык получать приличные доходы, сложно себе в чем-то отказывать. Но ведь всем плохо. Чем хорошо людям, которых сейчас сократили, чтобы удержать производство? Еще раз хочу подчеркнуть, что Череповец нельзя сравнивать с Пикалево, где, действительно, ничего больше нет. У нас ситуация не такая безнадежная, хотя и напряженная. И выходить из нее надо только всем вместе, сообща.

Беседовал Юрий Антушевич


 

 

Поделиться
Отправить