Субботнее чтение. Диагноз: «успешный психопат». Такие руководители, являющиеся воплощением хлёсткой вертикали, полагают, что весь мир — они сами
Это фрагмент аннотации издательства Азбука Бизнес (входит в издательскую группу «Азбука-Аттикус»), предваряющей выход новой книги известного экономиста и публициста Якова Миркина «Потрясенные общества. Правила жизни в эпоху перемен». В которой особый интерес представляет фрагмент, посвящённый людям, чьи методы управления создают «потрясённые общества». Наблюдения автора кажутся весьма актуальными, поскольку таких людей во власти в последнее время становится всё больше…
Кто создает потрясенные общества?
Кого винить«Успешных психопатов».
Это не те, кто болен. Наоборот, здоровы, как быки, но управляют холодно и с презрением теми, кто внизу, как расходным материалом. С наслаждением — от безжалостности. Они — воплощение хлесткой вертикали, весь мир — они сами.
Так десятки лет утверждает американская научная школа [исследование] [монография].
«Успешный психопат» — это почетное звание.
Их примерно до 0,1% населения. Но они играют выдающуюся роль. Сверхактивны. Президенты, управляющие, владельцы крупных бизнесов, жесткие профи. Они — тяжеловесы.
Они могут делать смертельные ошибки, полагаясь только на самих себя.
А кого еще винить? Идиотов.
В каждом веке может появиться хотя бы один идиот «наверху», заложником которого станет ваша семья.
Если она уцелеет.
Тяжеловесы
Люди во власти, владельцы компаний, силовики, влиятельные журналисты, юристы, от которых зависит судьба больших бизнесов, хладнокровные и очень успешные хирурги — все они могут быть «успешными психопатами» (successful psychopath) или, по меньшей мере, людьми с яркими психопатическими чертами.
Психопатов примерно 0,1% среди населения. Неважно где — в США, России, Зимбабве. Их в несколько раз больше среди мужчин. Среди тех, кто сидит по тюрьмам и колониям, их уже 15–25%. И, как утверждают психологи, те, кто командует нами в бизнесе и государстве, тоже имеют повышенный процент психопатов. Только они — успешные, в отличие от «лузеров», криминалов.
А кто такой психопат? Не псих, а именно психопат во всей красе? «По науке», он самонадеян, эгоистичен, привлекателен, говорлив, легко манипулирует людьми. А еще — аморален. Нарциссичен, но точно не нежный цветок. Коварен («макиавеллизм»?), черств, обладает недюжинной энергией, сексуален, агрессивен. Обаятелен, легок и очень уверен в обхождении. Заговорит, понравится — отличный парень. Между тем безличен — человеческие существа составляют для него исходник, стройматериал. Радостен в принуждении, в том, чтобы существа эти пригнуть, заставить, поместить в железную коробку, и в этом понуждении и чужой болезненности — много наслаждения.
Кого это нам напоминает? Великолепный отряд диктаторов — Латинская Америка, Африка, Азия. В 1976 г. диктатор Бокасса объявил себя императором, Центральную Африку — империей, коронацию скопировал у Наполеона, вот только папа римский прибыть отказался. Покрытый золотом двухтонный бронзовый трон в виде сидящего орла, корона с 8000 бриллиантов, скипетр, копия наполеоновской кареты с восемью белоснежными лошадями, вновь сооруженный Нотр-Дам в центре Банги, столице Центральной Африки, золото и пурпур мантий, 60 новых мерседесов — все это произошло ровно в 173-ю годовщину коронации Наполеона. Через пару лет Бокасса был свергнут, обвинен в людоедстве и комфортно закончил свои дни в замке во Франции.
А Пиночет? Каддафи? Дювалье с тонтон-макутами? А бесчисленные «исты» Европы, сделавшие весь XX в. жертвоприношением? Иди Амин с его крокодилами? Пол Пот? Диктаторы с социалистическим оттенком? Там было бы где разгуляться психиатру.
Психопат не чувствует вины, не эмоционален, ни о чем не сожалеет. Естественно, промискуитет. Спокойно бессердечен, безжалостен и невозмутим. Лжив, ни к кому не привязан, эгоцентричен. Да, еще, господа, — безответственен. Любит господствовать, быть «над». Возбудим, подвержен вспышкам гнева и агрессии, будучи уверенным в своем богоданном превосходстве. Бесстрашен в том, чтобы принять любые риски, особенно чужие. Хладнокровен в кризисах. Спокойно «идет по головам». Влиятелен, убедителен. Можно сказать, природный магнетизм. И абсолютно нормален — внешне. То, что в науке называется великолепная «маска нормальности». Никаких угрызений совести.
«Успешный психопат» может вознестись необыкновенно высоко, ибо в нем есть все то, что люди часто ждут от власти. Делались ли замеры? В США, по 42 президентам, за 200 с лишним лет. Из современных президентов наиболее выраженными «психопатическими чертами» (так гласит академическая статья) обладали Джон Кеннеди, Билл Клинтон и Джордж Буш-младший [исследование]. А дальше по убыванию — Рональд Рейган, Ричард Никсон. Дальше всего от «психопатов» были Джеральд Форд, Джимми Картер и Буш-старший. Но именно их не переизбрали на второй срок.
А творцы экономического чуда в своих странах? Генерал Пак Чон Хи (Южная Корея), генерал Сухарто (Индонезия), генерал Пиночет (Чили). Как насчет Ли Куан Ю, технократизма Сингапура и «Диснейленда со смертной казнью» (метафора Сингапура, данная в начале 1990-х)?
«Успешный психопат» может создать катастрофу, а может — экономическое чудо.
Кому как в какой стране повезет.
Случайно забредший наверх идиот
В верховную власть может случайно забрести идиот.
Таким его, во всяком случае, представила нелюбимая жена — Екатерина II.
Она уничтожила его в своих «Записках».
Петр III? Был ребячлив. Не имел здравого смысла. За настоящие события выдавал выдумки и бредни. Играл в куклы. Играл с лакеями в солдаты. Из свиты сделал потешный полк. Коридор дома, в котором жил с женой, превратил в гауптвахту, упражнял их там целый день. Мучил и бил собак. Не зная ни одной ноты, раздирал слух скрипкой, чем громче, тем лучше. Куклами и игрушками заваливал супружескую кровать. Подпрыгивал, а не ходил. «Жалость была для души его тягостным и, можно сказать, нестерпимым чувством». Играл, пил до потери сознания. Часами ходил и говорил бессмыслицу. «Раз после обеда он достал себе предлинный кучерской кнут и начал над ним свои упражнения. Он хлестал им направо и налево, а лакеи, чтобы спастись от удара, должны были перебегать из одного угла в другой».
И еще. «Посередине кабинета, который он устроил себе, прорубивши стену, была повешена огромная крыса. Я спросила, что это значит, и получила в ответ, что крыса эта совершила уголовное преступление и по военным законам подверглась жесточайшему наказанию, что она забралась на бастионы картонной крепости, стоявшей у него на столе в этом кабинете, и на одном из бастионов она съела двух поставленных на стражу часовых из крахмала, что за это он приказал судить преступницу военным судом, что его собака-ищейка поймала крысу, которую немедленно за тем повесили с соблюдением всех правил казни и которая в течение трех суток будет висеть на глазах публики для внушения примера». Был любвеобилен, о чем докладывал жене, которую не любил — о чем тоже ей докладывал.
А вот другие свидетельства. «Великий князь показал мне язык (как делал он даже в церкви, дразня священников)». Шпионил для прусского короля. «…Гримасничал, паясничал и передразнивал пожилых дам, которым сам приказал делать реверансы по французской моде, а не кланяться, как было принято у нас прежде. Несчастные престарелые дамы, приседая в реверансе, с трудом удерживались на ногах». Публично обозвал Екатерину дурой, довел до слез, вызвал всеобщее презрение. «Неспособность Петра III управлять империей и… беды, в которые была бы ввергнута страна» как причина переворота. «Отвращение, которое вызывал Петр III, усиливалось тем более, что он возбуждал всеобщее презрение и как нарушитель законов».
Все это Дашкова, сторонница переворота.
Чем кончилось в ее версии? «Наше вступление в Петербург не поддается описанию. Улицы были заполнены народом, который благословлял нас и бурно выражал радость. Звон колоколов, священник у врат каждой церкви, звуки полковой музыки — все производило впечатление, которое невозможно передать. Счастье от сознания, что революция свершилась без единой капли крови…».
В «Обстоятельном манифесте о восшествии Ее Императорского Величества на Всероссийский Престол» от 6 июля 1762 г. о Петре III сказано: «малость духа к правлению столь великой Империи», «презрел он законы и естественные, и гражданские», хотел «Отечество в чужие руки отдать», «повеление давал действительно нас (Екатерину — Я. М.) убить», «самовольный, необузданный и никакому человеческому суду не подлежащий властитель», «из войны кровопролитной начинал войну другую — безвременную и государству Российскому бесполезную» и т. п.
Засиженные идиотами иерархии
Знаток идиотов — М. Е. Салтыков-Щедрин. В 1869–1870 гг. им развита антропология идиотов (практикой подтверждена).
1) Непреклонность + изумительная ограниченность = идиот.
2) «Чистейший тип» идиота — принявший какое-то мрачное решение и давший себе клятву привести его в исполнение.
3) «Идиоты… очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта — совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним».
4) «Когда… придатком к идиотству является властность, то дело ограждения общества значительно усложняется… Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно. Даже в самой бесплодности или очевидном вреде этих злодеяний он не почерпает никаких для себя поучений. Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем…».
5) «Если бы, вследствие усиленной идиотской деятельности, даже весь мир обратился в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота».
6) «К чему? — вот единственный вопрос, который ясно представлялся каждому при виде грядущего вдали идиота. Зачем жить, если жизнь навсегда отравлена представлением об идиоте? Зачем жить, если нет средств защитить взор от его ужасного вездесущия?»
7) Можно сказать, что он — «бесславный». Бесславный идиот. «С топором в руке, пришел неведомо отколь и с неисповедимою наглостью изрек смертный приговор прошедшему, настоящему и будущему…».
Идиотами могут быть засижены иерархии. Когда их слишком много, когда сама система порождает их, тогда неизбежно приходят ужасы и катастрофы — для всех.
СамолётЪ