Сгорит всё? Почему горит Лос-Анджелес
Ещё до начала катаклизма метеослужба региона объявила «красный» режим пожарной опасности, а теперь от двух крупных населенных пунктов на окраинах Лос-Анджелеса остались обугленные руины. Телеканалы всего мира и соцсети наперебой показывают душещипательные кадры с людьми, потерявшие свои дома, а многие и всё имущество. И это далеко не только Пэрис Хилтон, актеры Энтони Хопкинс и Джон Гудман, певица Мэнди Мур и другие публичные фигуры...
Что же случилось с «городом ангелов», всегда казавшимся оплотом благополучия даже для богатой Америки?
Пожары в Калифорнии — не редкость, но уже много лет они не были столь разрушительными. Как говорят эксперты, именно сейчас совпали несколько обстоятельств — изменение климата, небывалый ветер и провал в организации пожарной охраны — и этого оказалось достаточно, чтобы случился «идеальный шторм».
Сезон дождей без дождей
На самом деле в Калифорнии сейчас сезон дождей, только вот дождей здесь не было с весны 2024 года. И нарушение такой привычной сезонности — следствие изменения климата, полагают американские климатологи, напоминающие, что на протяжении нескольких лет в Калифорнии преобладала сухая погода. В 2022 и 2023 годах пролилось очень много дождей. Это способствовало бурному разрастанию трав, кустарников и деревьев. А потом наступил засушливый 2024-й — вся растительность стремительно высохла и стала идеальным топливом для пожаров.
Катабатическая Санта-Анна
А в январе 2025 года случился особый природный феномен — ветер Санта-Ана. Это так называемый катабатический, или падающий ветер: он дует с возвышенностей в глубине континента в долины, где расположены города, и несёт горячий сухой воздух вместе с пылью из пустыни.
Впрочем, Санта-Ана в декабре и январе — явление нередкое, как и то, что этот втере обычно и раздувает лесные пожары. На сей раз он выдался особенно сильным — местами до 45 метров в секунду, что соответствует второй из пяти категорий ураганов по классификации американского Национального центра отслеживания ураганов.
Бессилие пожарных
Неподготовленность пожарных Лос-Анджелеса к чрезвычайной ситуации стала предметом политических манипуляций.
Некоторые, включая избранного президента США Дональда Трампа, обвиняют в этом кадровую политику, направленную на обеспечение разнообразия в рабочих коллективах. По их мнению, вместо наиболее квалифицированных специалистов на работу принимают представителей разных расовых, сексуальных и гендерных групп по квотам, что приводит к нехватке персонала.
Кроме того, многие, включая не только сторонников Трампа, критикуют мэра Лос-Анджелеса Карен Басс за сокращение бюджета городского пожарного департамента на 23 миллиона долларов.
Однако эти обвинения не совсем справедливы. В июне 2024 года, когда утверждался бюджет, переговоры мэрии с профсоюзом пожарных о повышении зарплат ещё не были завершены. Впоследствии, в ноябре, департамент получил дополнительное финансирование из резервных фондов, и его бюджет на 2025 год оказался на 53 миллиона долларов больше, чем годом ранее.
Тем не менее, и этого оказалось недостаточно. Глава департамента Кристин Кроули в течение нескольких месяцев, ожидая пожаров после продолжительной засухи, направляла мэру докладные записки, в которых описывала плачевное состояние своего ведомства.
Штатное расписание и материальное обеспечение пожарного департамента, включая пожарные станции, практически не изменились с 1960-х годов, хотя население Лос-Анджелеса увеличилось на миллион человек, а количество вызовов выросло в пять раз. Пожарным требовалось не только финансирование, но и время для улучшения ситуации.
Невыученные уроки
Трагический пример последнего пожара в Лос-Анджелесе должен стать поводом для «работы над ошибками» для руководителей многих стран, таким же, как и лесные пожары, охватившие все 13 провинций и территорий Канады в 2023 году, в результате чего выгорело 5% площади лесов этой страны. Как пожар, случившийся 9 августа 2023 года на гавайском острове Мауи, в результате чего был уничтожен целый город Лахайна: 4500 человек остались без крова, 115 погибли, более 1000 пропали без вести. Как 33 000 (!) возгораний, произошедших в августе 2022 года в амазонских лесах, расположенных на территории Бразилии. Огонь уничтожил 10 600 кв. км леса. Как ставшие одними из самых разрушительных в истории страны пожары 2021 года в Турции. Как катастрофические лесные пожары, которые стали известны как «Черное лето», пережитое Австралией в 2020 году. Как разрушительные пожары в Греции (2018 год) и Португалии (2017-й), случившиеся из-за аномальной жары. Наконец, как сильные пожары в европейской части России в 2010 году, спровоцированные жарой свыше 30 градусов в течение 40 дней и засухой. В результате сгорели леса на площади более 2,3 млн га, густой едкий смог не давал дышать миллионам людей, включая жителей Москвы. В пожарах погибло более 50 человек, сгорело 2500 домов, было полностью или частично уничтожено более 127 населенных пунктов...
Уже один этот небольшой перечень катастроф показывает обоснованность опасений учёных, предсказывавших рост риска природных пожаров из-за изменения климата еще в конце 90-х. Теперь эти прогнозы сбываются буквально на наших глазах. И вроде бы во многих странах специальные службы готовятся к возможной беде. Но пример январской катастрофы в Калифорнии говорит о том, что даже самая оснащённая команда пожарных и выстроенная система мониторинга возгораний не может сдержать распространение огня.
Главная причина пожаров — в нас
Одной из причин эксперты считают саму систему борьбы с лесными пожарами, с применением метода контролируемого выжигания лесов, которая используется, например, и в США, и в России. Это, когда специалисты под контролем поджигают лес в местах сухостоя, тем самым лишая будущий пожар топлива.
«Как показывает опыт Калифорнии и Канады, этот метод не работает. Пожаров не становится меньше», — отмечает директор системы лесной сертификации управления «Лесной эталон» Николай Шматков. Выжигание только «подсушивает» деревья и кустарники рядом с местом ведения работ, что создает новую территорию для быстрого распространения огня. По мнению Шматкова, не убрав профилактические выжигания и другие пожароопасные хозяйственные практики, справиться с массовыми пожарами в принципе невозможно.
Но главная причина возгорания леса в любой стране — деятельность человека. Часть пожаров вызвана сжиганием травы, листьев и разведением костров туристами, рыбаками и охотниками. Другая связана с освоением людьми природных массивов. Возгорания происходят из-за неисправности проводки, искры от аккумулятора или из выхлопной трубы автомобиля, брошенной спички. Эти случайности — результат ведения геологоразведочных работ, прокладки дорог, заготовки древесины. В условиях изменения климата неосторожное обращение с огнем или халатно принятые меры безопасности непростительны и ведут к возникновению пожара, говорят эксперты.
Заготовка древесины упомянута не случайно — специалисты полагают, что именно освоение удалённых лесных массивов в экономических целях увеличивает риск пожаров. По мнению экспертов, лучше сосредоточиться на интенсивном выращивании лесов на уже освоенных территориях, чем расширять площади вырубок. Иными словами. лесная промышленность должна приспособиться к меняющемуся климату.
Альтернативой может стать выгорание лесов «до последнего дерева», в результате чего человек столкнётся с трансформацией привычного ландшафта: на смену лесам придут степи и пустыни. Заниматься заготовкой древесины в этих условиях станет невозможно.
Илья Неведомский
СамолётЪ