Мечта «античиновника». Прошёл ровно год с назначения Владимиром Путиным Георгия Филимонова главой Вологодской области
За основу можно взять два документа, подготовленных к годовщине Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Это аналитический доклад «Вологодская область: новый социально-экономический курс Георгия Филимонова.
большой диалог и перезагрузка элит», а также актуальный рейтинг «наиболее влиятельных политиков» Вологодской области.
Начнём с доклада, авторы которого отсчитывают начало нового «политического курса» Филимонова с его предвыборной кампании, которую в документе именуют «антикампанией», начатой фактически сразу же после официального назначения врио губернатора в ноябре прошлого года.
«Антикампания»
«На старте кампании в публичных выступлениях Георгий Филимонов неоднократно определял свой стиль работы как «античиновник» [«нонконформист», как говорил и продолжает утверждать сам глава региона, Ю.А.]. Учитывая значительное количество политтехнологических решений, реализованных им как в качестве кандидата, так и в качестве временно исполняющего обязанности губернатора, эту тактику вполне можно определить как «антикампанию», — пишут авторы доклада АПЭК.
Главными отличительными чертами которой авторы доклада называют серию «эпатажных, часто кратких, но „вирусных“ презентаций различных граней его личности и демонстрацию управленческих и политических компетенций, уникальных во многих аспектах».
Сюда можно отнести не только резкую смену кадров в областном правительстве, затем продолженную на уровне руководства муниципалитетами, заявленная «бесшовность» которой, по-видимому, заключалась именно в стремительности перестановок.
Обращают на себя внимание и личные перформансы Филимонова, которые в докладе АПЭК обозначены, как «эпатажные, часто краткие, но „вирусные“ презентации различных граней его личности и демонстрацию управленческих и политических компетенций, уникальных во многих аспектах».
К ним можно отнести, например, выставку объектов в личной приёмной губернатора, которую составляют портреты Сталина, Дзержинского, Ленина и Путина, изображение Георгия Победоносца и плакат, стилизованный под сериал «Слово пацана», на котором написано «Слово губернатора». На одной из картин лично товарищ Сталин пожимает руку Филимонову.
Резонансным стало и возложение врио губернатора цветов к мемориальному дому-музею, в котором Сталин жил во время своей вологодской ссылки.
Обратила на себя внимание и форма одежды Филимонова, который часто предпочитает появляться на публичных мероприятиях в полувоенном френче. Не остался незамеченным и стиль общения руководителя региона, который предпочитает монологи и часто не особо толерантен к противоположной точке зрения.
С другой стороны, авторы доклада указывают на пристрастие Филимонова к ярким спортивным мероприятиям, напоминая о проведении в череповецком Центре боевых искусств фестиваля с участием монахов знаменитого китайского монастыря Шаолинь. А также на стремление быть «своим» для разных социальных страт — от бойцов СВО до представителей городской молодёжи: на фестивале «Дыхание улиц» в День молодежи глава региона поделился с участниками и гостями мероприятия любимым треком Run-D.M.C. А потом объяснял, что современный патриот не должен повторять ошибку «культуры отмены», а совсем по-ленински обогащать свою память «знанием всех богатств, накопленных человечеством», включая, очевидно, и «голос улиц» Квинса.
Доказательством актуальности для Филимонова диалога сообществ и культур авторы доклада считают и эпизод на заседании областного правительства, с переходом главы региона на английский язык во время обсуждения проблем преподавания этого языка в вологодских школах.
Команда губернатора
Авторы доклада отмечают важную черту стиля работы Филимонова со своей командой — постоянное стремление вывести её представителей из «зоны комфорта» разными способами, в основе которых лежит непрерывная импровизация самого губернатора и его эмоциональная экспрессия.
Выдержать такое способны только очень эмпатичные к лидеру, психологически устойчивые и амбициозные люди.
Ту же тактику вывода из «зоны комфорта» губернатор с помощью своего представителя в Законодательном Собрании региона Сергея Жестянникова применил и к областным депутатам, сделав их через введения специальных KPI членами своей «расширенной команды».
При этом сам Филимонов продемонстрировал личную адаптивность к изменениям политической повестки, что проявилось в его взаимоотношениях с партией «Единая Россия». В течение короткого времени после беседы с экс-генеральным секретарём «ЕР» Андреем Турчаком глава региона сменил «надпартийную» позицию и намерение баллотироваться в качестве самовыдвиженца на членство в «партии власти», которая и поддержала его своим админресурсом на губернаторских выборах.
С этим шагом авторы доклада связывают электоральный успех не только самого Филимонова, но и тех 27 партийных кандидатов, которые получили депутатские мандаты на последних выборах.
«Стратегия-35»
Важнейшей частью предвыборной кампании губернатора Филимонова стало запущенное им масштабное обсуждение долгосрочной стратегии развития региона.
Как отмечают авторы доклада, «Филимонов пригласил людей действовать в соответствии с традициями русской демократии». Это означало, что на интернет-портал, открытый для добавления предложений и голосования в их поддержку, можно было присылать любые «хотелки». В докладе такой вариант популизма назван «современной формой вече».
Если верить аналитикам, губернатор с помощью такого инструмента решал сразу несколько задач социально-экономического проектирования, включая и делегирование ответственности за будущее региона (в том числе, и за возможные ошибки) своим избирателям. Оказывается, такой подход «полностью отвечает принципам идеологии динамического консерватизма».
«Вологодская мечта»
Получившийся на основе поступивших 2 772 предложений и анкетирования 100 тыс. вологжан документ, как отмечают авторы доклада, был ещё основан и на идеологической идее, которая импонирует Георгию Филимонову.
Его «вологодская мечта» — это основанное на традиционных ценностях «место силы Русского мира», которое должно стать привлекательным для молодёжи.
Среди обозначенных Филимоновым конкретных решений: развитие строительной отрасли, в первую очередь — малоэтажного домостроения на селе, призыв к молодым врачам, учителям и работникам культуры, другим «земских специалистам» создавать семьи, «пускать корни». Акцент на поддержку малого и среднего предпринимательства отсылает людей к созданию своего дела, общего для семьи, продолжающегося в наследниках, в династии. А широкое международное сотрудничество и развитие туризма — к традициям гостеприимства.
Демографически и экономически это можно описать в терминах деурбанизации и в определённом смысле архаизации уклада — возвращение к традициям крестьянско-ремесленной России, которая на самом деле была основой государства до начала большой индустриализации первой половины прошлого века.
Коллеги, более близкие к команде Филимонова, смело говорят, что губернатор решается на эксперимент и идёт против течения современных (мировых, в том числе) тенденций глобализации, отказываясь от преимуществ агломераций, которые «выгодны экономически, но совершенно убивают село.., аккумулируют деньги и кадры, высасывая из глубинки последние силы».
Именно этим объясняется щедрость главы региона, который перераспределяет средства бюджета, полученные в значительной степени от крупного (заинтересованного в агломерации) бизнеса, в пользу развития инфраструктуры не только городов, но и безлюдных сельских территорий. Обустраивая жизнь там так, чтобы было не хуже, чем в городе, Филимонов надеется развернуть демографические потоки.
«Равноудаление» деловой элиты
«Вологодская мечта» губернатора во многом, как отмечают авторы доклада, предопределила политику «равноудаления» крупного бизнеса от власти. Этот метод, опробованный в «нулевые» президентом Путиным и позволивший подчинить олигархов интересам власти, Георгий Филимонов использует в Вологодской области, видимо, для того, чтобы устранить прежний политико-экономический перекос в пользу «Северстали».
Создавая равные условия для крупных промышленных компаний региона, новый губернатор постулирует рамки возможного сотрудничества. Те, кто их принимает, становятся «опорным хребтом» экономики региона.
Усилить же собственные экономические позиции Филимонов пытается за счёт отраслевой и укладной диверсификации: поддерживает развитие несырьевых производств, в том числе малых и средних, сельхозпредприятий, фермерства, как опору сельских территорий, а также сферы туризма, с сопутствующими ей ремёслами. Такая «новая экономическая политика», как отмечается в докладе АПЭК, была заявлена на серии «отраслевых» встреч главы региона Георгия Филимонова с предпринимателями в Вологде и Череповце.
Влиятельные люди
Рейтинг наиболее влиятельных политиков Вологодской области, составленный АПЭК на основании опросов экспертов, первые десять позиций в котором занимают сам губернатор Филимонов, члены его правительства, новый спикер ЗСО и мэры двух столиц региона, прямо указывает на административный источник влияния новой региональной элиты.
Это, если понимать влияние, как обладание каким-либо ресурсом. Этот ресурс напрямую делегирован Георгию Филимонову Президентом страны.
Ресурс остальных членов ТОП-10 «влиятельных людей» — производная от ресурса губернатора. Пожалуй, только сенатор Юрий Воробьёв и мэр Череповца Вадим Германов успели наработать собственный политический капитал.
«Сильное влияние» довольно разношёрстной группы людей, среди которых неожиданно лидирует глава региональных коммунистов Александр Морозов, определяется степенью их лояльности первому лицу области. Именно этот ресурс объединяет такие разные фигуры как зам.губернатора Александр Поветкин, депутат Госдумы Валентина Артамонова или топ-менеджер ФосАгро Александр Гильгенберг...
Исходя из онтологии наличествующего губернаторского ресурса, подтверждённого референдумно на последних выборах, можно говорить о необходимости постоянной поддержки Георгия Филимонова и его начинаний на федеральном уровне.
На этом заостряют внимание в своём резюме и авторы доклада АПЭК, настаивая на том, что «такой ресурс у нынешнего губернатора Вологодской области, разумеется, есть».
Здесь дело даже не в скрупулёзно подсчитанном количестве личных встреч губернатора с Президентом. Дело в наличии доверия первого лица государства и соответствующих кураторов в АП. Очевидно, такое доверие к Георгию Филимонову в Кремле есть. А, соответственно, есть у него и определённый карт-бланш на дальнейшие действия...
Юрий Антушевич
СамолётЪ