«Ах, обмануть меня не трудно…» В Вологодской области считают реальной угрозу манипуляций с помощью дипфейков на губернаторских выборах
Главный её тезис — власти сейчас настолько открыты народу, что наибольшему воздействию подвергаются публичные личности — выглядел как замаскированный комплимент собственному начальству, которое, естественно настолько «открыто народу» и имеет такой политический вес, что достойно массированной атаке дипфейками.
Глупо было бы отрицать, что дипфейки (кто не знает, — это синтез изображения и голоса реального человека с помощью искусственного интеллекта), как и любые другие «фейки» могут представлять угрозу. Но чаще всего эти способы используют не политические (и даже не геополитические) противники, а обыкновенные мошенники. Как справедливо уточнил Виктор Злобич, 60% подобных ухищрений для обмана граждан используют злоумышленники, желающие развести народ на деньги. И ущерб, который они наносят. уже сейчас можно оценить, как колоссальный, если учесть практически ежедневные сообщения в СМИ о том, какие суммы переводят «в никуда» наши сограждане.
Объективно угроза усиливается тем, что всё больше россиян и вологжан используют средства мобильной связи, интересуясь тем, что происходит в Сети. Буквально накануне Вологдастат обнародовал данные об использовании жителями области информационных технологий и «информационно-телекоммуникационных сетей». Из презентации можно сделать вывод не только о том, что растёт доля вологжан, имеющих доступ к интернету, но меняются так же и пропорции активных пользователей, в число которых уже входят не только подростки и продвинутая молодёжь, но и люди зрелого, даже пенсионного возраста.
Вот им, безусловно, будут полезны советы господина Злобича по обнаружению фейковых видео и аудиосообщений: следить за движением глаз, зрачков, отсутствием моргания, синхронизацией губ с голосом, выражением лица, движением головы и т.п.
И всё-таки есть глубокое сомнение, что именно грядущие выборы в Вологодской области станут той ареной, на которую в массовом порядке выйдут злые дипфейки. Хотя бы потому, что пока не обнаружено ни одного значимого интересанта, которому это было бы не выгодно даже, а просто интересно.
Притом, что специалисты в этой области в стране есть в изрядном количестве — достаточно посмотреть, как активно они ведут соответствующую борьбу, например, с украинской стороной в рамках «информационной» СВО, или с имиджем Олимпийских Игр в Париже.
Так что нужно ещё сильно поискать те «деструктивные силы», которые, по мнению модератора «ПолитКлуба35», уважаемого Алексея Громского сподобились бы «дискредитировать избирательную систему, создать видимость нарушений избирательного законодательства или спровоцировать граждан на противоправные действия» на примере выборов губернатора Вологодской области.
Скорее главной угрозой выборов на Вологодчине стала бы попытка реализовать на практике прогнозный результат, обнародованный не так давно ВЦИОМ, который обзвонил 1600 вологжан и выяснил, что на выборах Георгий Филимонов должен получить 82% голосов избирателей — больше, чем все кандидаты в других регионах.
И вот если с помощью пресловутого административного ресурса избиркомы будут добиваться именно такой цифры — это и будет, пожалуй, самая большая дискредитация избирательной системы, чреватая, возможно, не противоправными действиями граждан, но точно возникновением у них большого недоверия и к системе, и к кандидату-победителю.
Хотелось бы надеяться, что этого всё-таки не произойдёт.
А дипфейки — что дипфейки? У каждого кандидата в губернаторы — своя стратегия на избирательную кампанию. У команды Филимонова, видимо, есть желание любым способом подогреть интерес к выборам. А вот команде губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова наоборот — хочется, чтобы о предстоящих выборах в «колыбели двух революций» узнало как можно меньше народа...
Как говорил персонаж Никиты Михалкова, «у каждого свой вкус: кто-то любит арбуз, а кто-то — свиной хрящик».
Юрий Антушевич
СамолётЪ