«Коротко о себе…» Бизнес знакомится с изменениями в налогообложении
Доля изъятия
Минфин давно указывал на недостаточную долю изъятия рентных налогов в таких отраслях, как металлургия и производство удобрений. Теперь налоговая нагрузка на них вырастет, что, как считают эксперты, может привести к росту себестоимости и снижению рентабельности отдельных проектов. Но негативные эффекты частично будут компенсироваться отменой курсовой экспортной пошлины.
Для добычи железной руды НДПИ планируется увеличить в 1,15 раза, для производства калийных удобрений — в 2,3 раза, для фосфорных удобрений — в 2 раза. Для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа для выпуска аммиака в размере 1,2 тыс. руб. за 1 тыс. кубометров. Корректировка, уточняли в Минфине, не затронет компании с соотношением капитальных вложений к выручке более 20%. Изменения должны вступить в силу с 1 января 2025 года.
В Минфине говорят о том, что выявили отрасли, где операционная рентабельность существенно превышает средние значения, а уровень рентной налоговой нагрузки ниже «минимально приемлемых» 5–6% от выручки. К ним, например, относятся металлургия и производство удобрений. Впрочем, в финансовом ведомстве считают, что изменения налоговых ставок по этим отраслям обоснованы с учетом отмены курсовых экспортных пошлин с 1 января 2025 года, так что после корректировки налогов рентабельность в отраслях останется выше 25%.
Участники рынка налоговые изменения комментируют скупо и неофициально. Так, к примеру, источник Коммерсанта" в химической отрасли полагает, что для сектора удобрений повышение НДПИ станет «болезненным, но не критичным».
Собеседники издания в металлургической отрасли говорят, что ставка НДПИ на железную руду увеличивается с 4,8% до 5,5%. По их словам, хотя изменения с бизнесом не обсуждались, а подход Минфина «отличается избирательностью», но в масштабах общего увеличения налогов изъятия через НДПИ незначительны. Правда, для некоторых компаний они могут стать серьёзным обременением, из-за того, что работать приходится в условиях санкций, а финансовые результаты зависят от мировой конъюнктуры.
«Могло быть и хуже»
Так эксперты оценивают налоговые новации для сектора МСП. Формально малому бизнесу должно стать даже легче: порог доходов для применения упрощённой системы налогообложения (УСН) повысят с 265,8 млн до 450 млн рублей, порог необходимой остаточной стоимости основных средств — с 150 млн до 200 млн рублей.
Повышенные ставки УСН для «крупных» малых предприятий с доходами более 199,35 млн рублей отменят. Ставка в УСН станет единой — 6% на базе «доходы» и 15% на базе «доходы минус расходы». Повышенные ставки сейчас 8% и 20% соответственно, о практической разнице между базами в малом бизнесе можно почитать здесь.
Однако уже «верхний эшелон» микропредприятий попадёт под новый налоговый удар: компаниям с оборотом более 60 млн рублей в год придется платить НДС. Здесь будет два варианта: либо на общих основаниях по ставке 20% или 10% для части товаров, но с налоговыми вычетами. Либо же без права на вычеты, но по ставке 5% при доходах до 250 млн рублей и 7% при доходах от 250 до 450 млн рублей.
Правительство считает, что это затронет меньшинство предприятий: выручка 96,8% предпринимателей на УСН не превышает 60 млн рублей, но оставшиеся 3,2% платят 46% всех налогов по «упрощёнке».
В абсолютных цифрах это на самом деле много: Минфин рассчитывает на 473 млрд рублей прибавки от НДС с УСН в год и на 2,5 трлн рублей на шестилетнем горизонте. Только с малого бизнеса государство — а НДС идет в федеральный бюджет — получит немногим меньше, чем от «прогрессивки» для физлиц (533 млрд рублей в год, 3,1 трлн до 2030 года). Повышение налога на прибыль со всего прочего бизнеса должно дать 1,6 трлн рублей в год.
Местные бюджеты прибавки не увидят: положительный эффект роста порогов УСН даст им прибавку, которую с лихвой съест отмена повышенных ставок. Разницу обещают компенсировать из федерального бюджета.
IT-компании, для которых последние два года действовала нулевая ставка налога на прибыль, снова начнут платить налог. Пусть и по льготной ставке 5%.
Эксперты «Ведомостей» напоминая, что прибыль зачастую является единственным источником инвестиций в развитие и разработку продуктов, тем не менее называют ставку в 5% приемлемым компромиссом, который предпочтительнее, чем полная отмена льгот.
Предприниматели реагируют на изменения по-разному: кто-то опасается, что, перейдя к уплате НДС, не сможет конкурировать с теми, кому этот налог платить не придется. Кто-то, напротив, считает, что с теми, кто останется работать на упрощенке, никто не будет сотрудничать. А кто-то думает, что все начнут дробиться.
Президент «Опоры России» Александр Калинин предлагает не торопиться с выводами и грамотно использовать время, которое дали предпринимателям (до 1 января следующего года, СамолётЪ) для того, чтобы подготовиться к изменениям правил и даже поучаствовать в их подготовке.
Что ещё
В числе оставшихся в тени, но важных аспектов налоговой реформы:
Отсутствие автоматической индексации порогов по НДФЛ. С ростом инфляции и зарплат доля россиян, платящих налог по повышенным ставкам, будет расти.
Госпошлина за регистрацию права собственности на недвижимость и внесение сведений в реестр будет зависеть от цены сделки, если она превысит 20 млн рублей.
Налог на продажу объектов недвижимости стоимостью от 2,4 млн рублей установят на уровне 15% вместо 13%. Освобождение от налога при продаже объекта, находившегося в собственности более пяти лет, сохранится.
Владельцам контролируемых иностранных компаний (КИК) придется платить не фиксированный НДФЛ с доходов этих компаний в размере 5 млн рублей, а столько же за каждую из своих компаний.
Снижен порог для дохода от продажи ценных бумаг: от 2,4 млн рублей в год он составит 15%. Отменяется льгота по НДФЛ для лиц, владеющих акциями более пяти лет, если их доход больше 50 млн рублей.
Хиханьки да хаханьки
В целом эксперты не склонны драматизировать последствия налоговых предложений Минфина, которые должна одобрить Госдума: могло быть и хуже, привычный ко многому российский бизнес снова как-то приспособится.
Чему верить не стоит, так это заявлениям российских чиновников о «социальной справедливости», запросе населения на прогрессивную шкалу и о том, что реформа не коснется подавляющей части населения. Во-первых, запланированный Минфином рост доходов слишком хорошо покрывает рост расходов бюджета — прежде всего не социальный, а военный. Во-вторых, рост налогов — это снижение экономической активности и рост инфляции, который точно коснется всех россиян.
«Для 96% населения ничего не изменилось. Но только — напрямую. Надо ждать ещё и повышения косвенных налогов, которые коснутся и бедняков: различного рода акцизов, а также роста налога на собственность, — отмечает „Толкователь“. — Плюс рост штрафов и пошлин. По штрафам уже собирают в федеральный бюджет огромные суммы: в 2023-м только по видеокамерам на дорогах собрали 141 млрд руб. (для сравнения: в 2019-м — 83 млрд)».
А ведь есть ещё такие вещи, как стремительно растущий утилизационный сбор на автомобили. К концу 2024 года в России могут ввести утилизационный сбор для импортной электроники: планшетов, смартфонов и видеокамер... Так что обнадёживаться не надо и среднему классу и даже беднякам: заплатят все.
Наконец, заметнее всего вырастет нагрузка вовсе не на крупный, а именно на малый несырьевой бизнес.
Но российские граждане и предприниматели к любым напастям умеют относиться с юмором, пусть порой и чёрным. И даже пытаются на этом заработать. На маркетплейсах, например, уже можно купить футболку с принтом: «Коротко о себе — НДФЛ 15%». Это следствие того, что россияне уже упражняются в юморе по поводу опубликованных налоговых предложений Минфина. Важно здесь, что люди смеются, а не плачут и ругаются...
Подготовил Сергей Авдеев
СамолётЪ