Нужны способы обхода. Крупный бизнес просит у государства защиты от санкций
Об этом накануне шла речь на «Неделе российского бизнеса» РСПП, пишет «Коммерсант».
Недавние срывы платежей через, казалось бы, отработанные каналы китайских и турецких банков, похоже, не на шутку встревожили большой российский бизнес. Банки-посредники напугал 12-й санкционный пакет ЕС, но главным образом исполнительный указ президента США. Последний предписывает вводить вторичные санкции против банков из третьих стран, помогающих финансировать российский ВПК и связанные с ним отрасли.
Проблема с платежными переводами между Россией и Турцией всё ещё полностью не устранена, а китайские банки и контрагенты традиционно «дуют на воду». Вероятно, к тому же разряду относится вчерашняя новость об отказе в бункеровке в Китае контейнеровозу «Москва» (компания Fesco, под санкциями Великобритании).
И вот уже крупные экспортеры хотят нового механизма расчётов, следует из выступления главы «Северстали» Алексея Мордашова. А председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг предложил создать для этого единый центр: «нужно изменение формата работы, у нас нет свободного финансового рынка». Выстроить соответствующую инфраструктуру, по его мнению, можно «только на уровне активной позиции государства», за образец можно взять китайский опыт.
Единый центр, по его идее, должен помогать и в преодолении торговых барьеров. «При продвижении вопрос финансовых инструментов — субвенций, субсидий и т. д. — чрезвычайно важен, текущие меры поддержки экспорта недокапитализированы», — заметил Вексельберг.
В ответ на запрос протекционизма министр экономики Максим Решетников на том же форуме заявил, что правительство заканчивает работу над новой стратегией внешнеэкономической деятельности. Пока о ней известно только на уровне концепции, которая перекликается с пожеланиями бизнеса (снижение неопределённости новых рынков для экспортеров, выстраивание финансово-расчётной инфраструктуры). Новых деталей министр не раскрыл.
Кроме того, стало известно, что Белый дом реформирует модель протекционизма в госзаказе, адаптируя ее под изменившиеся геополитические условия и концепцию «дружественных» и «недружественных» стран. В четверг правительство одобрило законопроект Минфина о единых правилах применения национального режима — равного доступа российских и иностранных поставщиков к закупкам государства и госкомпаний. После его принятия Белый дом сможет в гибком режиме вводить запреты и ограничения на закупку импорта государством и госкомпаниями. Получить преференции и доступ к госзаказу смогут новые «дружественные» партнеры РФ.
Тот факт, что крупный бизнес уже просит помощи государства, выглядит косвенным признанием эффективности вторичных санкций ЕС и США. Исходя из этого, можно предположить, что главным санкционным содержанием 2024 года, очевидно, станут попытки западных стран перекрыть способы обхода. Какое решение будет (и будет ли) централизованно найдено, пока непонятно. Но очевидно, что им не стал Российский экспортный центр и вряд ли станет условный Внешторгбанк — подобные структуры в современных условиях сразу же попадают под санкции.
Подготовил Сергей Авдеев
СамолётЪ