Причина кризиса

 

 

 Высокие коммунальные тарифы стали темой «круглого стола», который по инициативе депутатской фраукции партии «Справедливая Россия» и при поддержке депутатов-коммунистов прошел в начале ноября в Законодательном Собрании Вологодской области.

 Похоже, областные законодатели от левых партий правы, когда говорят о том, что непомерные аппетиты поставщиков коммунальных ресурсов стали одной из причин нынешнего экономического кризиса в регионе. Во всяком случае, цифры, приведенные депутатом Николаем Егоровым, красноречиво свидетельствуют о тарифном прессе наших газо-тепло-энергомонополистов, придавивших накрепко промышленников, и бизнес, и наше, мягко говоря, не самое богатое население. Статистика свидетельствует – 90% россиян платят за коммунальные услуги более 10% совокупного дохода семьи. А у самых низкодоходных категорий (к которым относится большая часть жителей Вологодской районной «глубинки») эта цифра доходит и до 20%.
 

 

На этом фоне особенно впечатляюще выглядят могомиллиардные обороты энергетических компаний, повысивших размер тарифов по теплу в 10, а по электрической энергии – в 7 раз. При этом все они жалуются на пресловутую «дебиторскую задолженность» и на нехватку среств для инвестиций в «изношенную инфраструктуру». По этому поводу не выдержал даже заместитель председателя ЗСО  Виктор Вавилов: «Платим за услуги ЖКХ все больше, а получается как-то, что у ресурсоснабжающих организаций не хватает денег на реконструкцию. Надо бы разобраться, где тут сбой»...
 

Одну подсказку дал харовский муниципальный депутат Николай Басков, предложивший посмотреть на непрофильные активы и соответствующие затраты естественных монополий: все эти телеканалы, стадионы, спортивные команды…
 

Вторую – представители вологодских электронергетических компаний – филиала МРСК Северо-Запада «Вологдаэнерго» и «Вологдаэнергосбыта» - достаточно откровенно заявившие, что рынок электроэнергии, который задумывался, как конкурентный, способствующий снижению цен на энергию, пока, мягко говоря, пробуксовывает. Еще не было случая, когда цена электричества снижалась бы.
 

Неожиданно добровольным адвокатом энергетиков и ресурсоснабжающих организаций выступил человек, возглавляющий ведомство, призванное, как указано в основополагающем документе, регламентирующем его деятельность, заниматься государственным регулированием «тарифов и надбавок на товары и услуги
организаций энергетики и коммунального комплекса на территории Вологодской области» - глава Региональной энергетической комиссии (РЭК) Виталий Тушинов.
 

Виталий Валерьевич буквально фонтанировал парадоксами. С ходу заявил, например, что «беда ЖКХ не в том, что тарифы низкие, а в том, что мы боимся установить высокие тарифы». То есть, считает глава РЖК «без роста тарифов на определенном этапе нам нормальной системы ценообразования не построить». То есть в логике г-на Тушинова тот экономический шок начала 90-х, от которого большая часть россиян только начала отходить, должен был быть еще больше – на размер выгоды, «упущенной» ресурсниками из-за того, что государство худо-бедно старалось сдержать убийственный для страны и ее населения рост тарифов.
 

«Тушиновская» апология высоких энергетических цен не выдерживает никакой критики и столкновения со здравым смыслом. Виталий Валерьевич, к примеру, объясняет «суровыми условиями добычи» ежегодный рост на 10-15% внутренних цен на газ, которые и так в 4-5 раз выше его себестоимости (составляющей по последним данным «Газпрома» порядка 50 долларов за тысячу кубометров.
 

Или удивительное умозаключение о том, что низкие энерготарифы являются едва ли не главной причиной неплатежей населения. Поразив всех этим парадоксом, Виталий Тушинов тут же завил, что рост тарифов практически никак не отразится на кармане населения районов области. Потому что «практически 80% населения районов получают субсидии из областного бюджета».
 

К сожалению для Тушинова, сама реальность опровергает его слова. Соседи по «круглому столу» - представители районов – немедленно проинформировали чиновника: на самом деле субсидии в районах получает меньшинство - процедура получения сложная. А, кто не получил, пугаются высоких цен и перестают платить вовсе. А что до субсидий из областного бюджета, покрывающих аппетиты РСО – то достаточно посмотреть на состояние того бюджета, чтобы, как говорится, смахнуть скупую мужскую слезу…
 

Да, можно согласиться с тем, что инфраструктура теплоэнергетики региона во многом находится в плачевном состоянии. Но, как верно заметил председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, «сама идея решения проблем недофинансирования за счет повышения тарифов – бесперспективна». Эта простая мысль, кажется, дошла и до нового руководства области, инициировавшего совместную с «Межрегионтеплоэнерго» вменяемую программу модернизации теплоэнергетического комплекса Вологодчины.
 

То, что высокие энерготарифы не просто подрывают конкурентоспособность отчественной экономики, но едва ли не прямо рушат остатки социального мира в обществе, наглядно показал депутат ЗСО от КПРФ Александр Оболочков, опираясь на практику функционирования в Череповце организаций, занимающихся управлением жилой недвижимостью. Буквально за три года структура коммунального тарифа в городе перевернулась таким образом, что собственники квартир стали большую часть денег отдавать в уплату за стремительно дорожающие тепло, электроэнергию, воду, а на содержание и текущий ремонт почти ничего не остается. Это прямая угроза безопасности жителей постепенно деградирующих домов, а о каких-то мерах по энергосбережению, способных хоть как-то помочь сэкономить, в таких условиях не может быть и речи.
 

С такой же проблнмой, как подтвердила исполнительный директор НКО «Региональная ассоциация управляющих компаний» Мария Красовская, сталкиваются и управляющие компании Вологды. Но если муниципалитет областной столицы хоть как-то пытается повлиять на эту угрожающую ситуацию, власти Череповца пока занимают выжидательную позицию…
 

Главный вывод последней встречи очевиден: стране, как копьютерной программе, нужна перезагрузка – она зависла между социализмом и капитализмом, между госрегулированием и рыночной конкуренцией: первое уже чрезвычайно ослабло, второй еще просто нет. Как нет и, наверное, не может быть и простых решений. Но, как зявил, регинальный представитель ФАС Валентин Шепелин, «лучше прямое государственное регулирование, чем ползучее и малообоснованное ежегодное повышение тарифов».
 

Участники «круглого стола» считают такое положение дел неприемлемым. По итогам обсуждения обе фракции ЗСО – «СР» и КПРФ – решили добиваться от коллег по областному парламенту внесения в Госдуму законодательных инициатив, призванных временно заморозить рост внутренних газовых цен, ограничить повышение тарифов на ресурсы уровнем инфляции и снизить федеральный стандарт по оплате коммунальных услуг - с 22 до 10%.
 

- Надо менять систему, в которой работать честно и  хорошо стало неприлично, - заявил после «круглого стола» один из его участников – представитель вологодского бизнес-сообщества. - Высокие тарифы «явочным» порядком приведут к тому, что у нас, как в Европе, люди будут искать альтернативные источники энергии и услуги монополистов будут не нужны.

Илья Неведомский
«РМ»
16.11.2012

Фото: А. Алексеев /PhotoXPress

Монополии без денег

 Чтобы повысить конкурентоспособность экономики, нужно с 2016 г. резко ограничить рост тарифов монополий, такой рецепт Дмитрию Медведеву предложило Минэкономразвития. Тогда «Газпрому» придется забыть о полной равнодоходности внутреннего рынка.
 Одна из развилок очередного прогноза  тарифная политика социально-экономического развития до 2030 г., вынесенного на рассмотрение премьер-министра - тарифная политика. В пояснительной записке Минэкономразвития указывает, что приоритетом должно стать обеспечение конкурентоспособности промышленности, а для этого нужно серьезно ограничить рост тарифов уже с 2016 г.
 В 2013-2015 гг. рост тарифов будет намного превышать инфляцию: энерготарифов — в 2-2,5 раза (для населения — в 1,5-2,8 раза), цен на газ — в 2,1-2,8 раза. Тарифы РЖД на грузовые перевозки вырастут на на 7, 5 и 5,5% при среднегодовой инфляции в 7,1, 5,2 и 4,9%,соответственно. Инновационный же сценарий, на котором настаивает Минэконом развития, предполагает, что энерготарифы для компаний в 2016-2030 гг. повышаются в среднем на 3,1% в год, или на 0,6 п.п. ниже инфляции, внутренние цены на газ — на 4,2% и превышают инфляцию на 0,4 п.п.
 Минэкономразвития ранее предлагало изменить подход к ценообразованию на газ, беря в качестве ориентира не экспортную цену «Газпрома», а спотовые цены европейского или азиатского рынков (они ниже); выход на равнодоходность внутреннего рынка был перенесен с 2015 г. за пределы 2020 г. Решение по ценообразованию еще не принято, знает федеральный чиновник. Его коллега подтверждает, что выход на равнодоходность — предмет обсуждений, прогноз может быть скорректирован.
 В монополизированный сектор привлечь инвестора можно только ростом тарифа выше инфляции, рассуждает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ: «Замедлить рост тарифов можно за счет демонополизации: мощные компании продавливают нужные им решения, а инвестиционным “указам” могут и не подчиняться». По прогнозу на 2013-2015 гг., инвестиции у монополий растут в среднем всего на 3%, а в целом по экономике, т.е. за счет частных предприятий, на 8%, сравнивает Миронов.

Источник

 

Поделиться
Отправить