Отскок русского сляба. Отечественные металлурги в 2023 году сумели выйти из санкционного кризиса
Во времена холодной войны был популярен анекдот про «русскую резиновую бомбу», которая в отличие от американской ядерной, убила в 20 раз больше человек и «всё ещё продолжает прыгать...» Чем-то подобным для российской экономики стали такие отрасли, как металлургия или производство удобрений.
«Гуттаперчивый» сляб
С одной стороны, и металлургия, и химия — это более высокие переделы в сравнении с добычей и продажей необработанного сырья: производятся полуфабрикаты с большей долей добавленной стоимостью и меньшей ценовой волатильностью. С другой, — используемые здесь технологии не настолько высоки, чтобы так критически зависеть от импортных комплектующих, как это происходит в обрабатывающих отраслях (например, в практически рухнувшем автомобилестроении). В конце концов, знаменитые древние мартеновские печи перестали гореть день и ночь в России сравнительно недавно.
Всё это объясняет устойчивость к санкциям металлургов и химиков. Первые сравнительно быстро сумели оправиться от первоначального шока 2022 года. Вторые же практически не заметили ограничений на фоне острого дефицита своей продукции.
После прошлогоднего провала российские металлурги в 2023 году начали быстро навёрстывать упущенное. «Северсталь» нарастила производство стали за девять месяцев на 5%, до 8,35 млн т, чугуна — на 3%, также до 8,35 млн т. ММК сообщил, что производство стали в целом по группе выросло на 11,4% и составило 9,87 млн т.
НЛМК и Evraz соответствующую отчётность не публиковали, но аналитики склонны полагать, что и у этих производителей показатели пошли вверх. Особенно у Новолипецкого комбината, сохранившего свои европейские производства и имеющего доступ к рынку ЕС фактически в обход санкций. Сегодня уже европейские сталеплавильщики лоббируют санкционные исключения для русских слябов, неожиданно оказавшимися такими «гуттаперчивыми» в своей востребованности.
Спасительная база
Но всё-таки решающую поддержку отечественным металлургам оказал, конечно, не Запад, а Восток и внутренний рынок. На восточном направлении отечественные металлургические предприятия активизировали экспорт не только в Китай и Индию, но и в Среднюю Азию.
На внутреннем их выручил военный госзаказ, на который тратятся немыслимые деньги (а в следующем году будут ещё более немыслимыми), стройка, растущая на льготной ипотеке и восстановлении «новых территорий» и всплеск импортозамещения после того, как с российского рынка, освободив свои ниши, резко ушли западные производители. В одном только автомобилестроении, как феникс восстающем из «пепла» уничтоженных санкциями СП с ведущими мировыми производителями, по данным аналитиков «Северстали» потребление стали выросло на 12%, до 3,5 млн т. В строительстве спрос на стальную продукцию вырос на 9% год к году, до 27,5 млн т.
Что дальше?
Генеральный директор «Северстали» Александр Шевелёв ожидает продолжения восстановления спроса на внутреннем рынке. «В строительстве, по нашим оценкам, [спрос] может вырасти на 7%, до 35,9 млн т, за счет роста расходов бюджета и инвестиций, прежде всего в инфраструктурном строительстве, а также сохранения стабильного спроса в сегменте индивидуального домостроения. Рост спроса со стороны машиностроения может составить 13% год к году, достигнув 4,7 млн т, благодаря высокому спросу как на легковые автомобили, так и на грузовую, коммерческую и специальную технику, а также локализации производства запчастей и комплектующих».
Согласно октябрьскому прогнозу WSA, потребление стали в России в 2023-2024 годах составит 43,8 млн т против 41,7 млн т в 2022 году и 43,9 млн т в 2021-м.
С другой стороны, в 2023 году экспорт российских черных металлов в Китай вернулся к минимальным докризисным уровням. Отгрузки стальных полуфабрикатов, рост которых наблюдался в прошлом году, снизились в несколько раз на фоне низких цен в КНР относительно других рынков. Китайские металлурги сами наращивают экспорт из-за слабого спроса на внутреннем рынке, и аналитики не ждут улучшения ситуации в 2024 году.
Эксперты считают, что это признаки стагнации, которые демонстрирует глобальная экономика. О том же свидетельствует уменьшение выплавки стали в Европейском союзе, США и Турции. Всё это, безусловно, приведёт к сокращению спроса на экспорт стали из России, который будет восполняться ростом металлопотребления на внутреннем рынке. Итогом же может стать стабилизация производства в чёрной металлургии России.
Сергей Авдеев
СамолётЪ