Если долго мучиться… Сегодня в CAS стартуют слушания по допинговому делу фигуристки Камилы Валиевой
«История вопроса» началась в декабре 2021 года, когда 15-летняя на тот момент Камила Валиева, стремительно восходящая на спортивный Олимп, сдала положительный тест на запрещённый препарат триметазидин. Результат пробы по вине Стокгольмской лаборатория стал известен только 9 февраля 2022 года. К тому времени Камила Валиева успела стать чемпионкой России, чемпионкой Европы и завоевать вместе с партнёрами по сборной командное первенство на Олимпиаде в Пекине. Причём внесла решающий вклад в эту победу.
МОК, ВАДА и ISU не хотели допускать фигуристку к участию в личном турнире Игр-2022, но CAS, не признав невиновность Валиевой, тем не менее, разрешил ей соревноваться в личном турнире. Камила выиграла короткую программу, но в произвольном прокате не совладала с нервами, допустила несколько серьёзных ошибок и заняла итоговое четвёртое место.
После Олимпиады наступило долгое затишье в рассмотрении «дела Валиевой», которым занимался Дисциплинарный антидопинговый комитет РУСАДА. И который не мог определиться с окончательным решением вплоть до декабря 2022 года, когда своё неудовольствие затягиванием рассмотрения выразило ВАДА, попытавшееся забрать дело у российской стороны и напрямую передать его в CAS. Нерешительность членов ДАК отчасти можно было понять — начавшаяся в конце февраля 2022-го спецоперация на Украине «до бела» накалила внешне- и внутриполитическую ситуацию. Принять взвешенное решение по нарушению спортсмена, чьи достижения стали национальной гордостью, было нелегко. Тем не менее, в итоге ДАК признал Валиеву виновной в нарушении антидопинговых правил, но не нашёл в её действиях умысла. Фигуристка была лишена победы на чемпионате России, других санкций не последовало.
Об этом, кстати, широкая общественность узнала только в январе 2023 года, когда ВАДА рассекретило решение ДАК, закрытое из-за конфиденциальности решения положенной Камиле Валиевой как «защищенному лицу». ВАДА объявило, что ДАК не нашел «вины и халатности фигуристки», и, не согласившись с такой формулировкой, потребовало максимального наказания.
Практически всё, что сейчас известно об обвинениях в адрес Камилы, содержалось в вердикте выездной панели CAS полтора года назад. Тогда арбитры пришли к выводу, что «низкая концентрация вещества и отрицательные допинг-пробы, взятые до и после положительной пробы, указывают на то, что спортсменка не принимала триметазидин для достижения терапевтического эффекта и улучшения спортивных результатов» и что «попадание запрещенного вещества в организм спортсменки с высокой долей вероятности связано с контаминацией» (непредумышленным смешением допинга с обычной пищей).
Такие выводы открывают широкое поле для принятия Спортивным арбитражным судом разных, даже диаметрально противоположных решений.
РУСАДА оспаривает данное решение и считает, что Валиевой следует сделать выговор. ISU настаивается на дисквалификации от 2 до 4 лет начиная со дня сдачи положительной пробы, WADA требует четырехлетнего бана.
В случае дисквалификации и аннулирования последующих результатов Валиева может лишиться золота чемпионата Европы-2022, командной победы на Играх в Пекине, а также медалей внутренних соревнований прошлого сезона.
Но главное — это фактически будет означать досрочное окончание карьеры одной из самых ярких и талантливых представителей блестящей плеяды фигуристок-одиночниц России последнего времени.
Впрочем, учитывая статус Валиевой, как «защищённого лица», позволяющий переложить вину с несовершеннолетнего спортсмена на его персонал (тренеров или врачей), на котором наверняка будут настаивать адвокаты, а также тот факт, что триметазидин результатов в фигурном катании не улучшает, можно было бы надеяться на символическое наказание. К примеру, на отстранение до конца текущего сезона с сохранением прежних результатов. История спорта знает немало примеров оправдания атлетов в случаях доказанности случайного приёма запрещённых препаратов.
Правда, даже в такое решение добавило бы мало определённости к будущим спортивным планам Валиевой, учитывая общий международный бан российского спорта (и фигурного катания, в частности).
Но в реалиях современной геополитики (и спортивной, в частности) надеяться на положительный исход сложно. И не только из-за непримиримой позиции ВАДА. Дело ещё в том, что решение спортивного суда напрямую повлияет на распределение олимпийских наград Пекина в командном турнире. Ведь до сих пор медали так и не распределены. Впервые, кстати, в олимпийской истории. Некоторые спортсмены из-за этого уже даже находятся на грани нервного срыва, как, например, американский фигурист Винсент Чжоу, недоумевающий по поводу того, почему «чистые» спортсмены страдают из-за всё этой истории с триметазидином Валиевой.
С другой стороны, отечественные «ультрапатриоты» уже уверены в самом жёстком для Валиевой вердикте CAS, призывая отказаться от «западного коленопреклонения» и вырвать «спортивный суверенитет» России из «заботливых рук транснациональных корпораций коллективного Запада».
Вряд ли подобные заявления будут способствовать положительному решению спортивного суда или поднимут настроение Камиле Валиевой накануне слушаний.
Тем не менее вариантов исхода «дела Валиевой» остаётся немало. Поэтому, как нам кажется, пока стоит верить в лучшее и искренне пожелать Камиле удачи.
В любом случае плохая тактика — заранее обвинять арбитров в предвзятости или русофобии. Лучшее решение — качественно провести защиту и позволить судьям спокойно сделать свою работу.
Сергей Бесков
СамолётЪ