И это всё о нём. Почему Ковид кажется россиянам страшнее СВО?
Эксперты продолжают анализировать последствия «стихийного бедствия» по имени COVID-19 накрывшего планету больше трёх лет назад.
Ловушки Ковида
Например, легендарный главврач «Коммунарки» Денис Проценко, на минувшей неделе, анализируя собственный опыт борьбы с Ковидом, рассказал об оставленных заразой и опасных для людей «ловушках»: в результате постковида увеличилось количество людей с сахарным диабетом, «помолодели цифры» артериальной гипертонии. По словам Проценко, проявления постковида действительно очень, очень разнообразны: от кожных высыпаний до редких случаев, когда так и не восстановилось у людей обоняние или сохранились симптомы дебюта ковида — быстрая утомляемость, снижение памяти. Очень большой удар ковид нанес по сердечно-сосудистой системе переболевших.
А вопрос «переносили ли вы ковид», свидетельствует Проценко, уже вошёл в предоперационный чек-лист врача анестезиолога-реаниматолога. «Потому что мы понимаем, что если да, то нужно более внимательно отнестись к давлению и к биохимическим анализам на предмет сахара в крови или гликированного гемоглобина», — говорит главврач «Коммунарки».
Команда ведущих медиков под руководством Проценко в начале июня запустила онлайн-курс для переболевших COVID-19 и другими вирусными инфекциями. Для каждого пользователя сайта и приложения после прохождения короткого опросного листа формируется индивидуальный модульный видеокурс с учетом беспокоящих именно этого пользователя симптомов.
Кстати, опрошенные РБК врачи ранее перечисляли шесть основных симптомов постковида, среди них: одышка, хроническая усталость, нарушение обоняния, проблемы с ЖКТ, когнитивные нарушения и выпадение волос.
Проценко уверяет — данные по постковиду, которые собрали российские врачи, абсолютно коррелируют с зарубежными.
Отложенные социальные последствия
Но зарубежные исследователи полагают, что последствия коронавируса выходят далеко за сугубо медицинские рамки. Об этом можно судить хотя бы по содержанию нового доклада Всемирного банка «Коллапс и восстановление: как пандемия COVID-19 истощила человеческий капитал, и что делать для восполнения потерь».
Анализ показал, к примеру, что в результате шокового воздействия пандемии на сферу образования сегодняшние учащиеся и студенты могут потерять 10% своих будущих заработков, а дефицит когнитивных навыков у сегодняшних детей ясельного возраста может привести к снижению их будущих доходов на 25%, когда эти дети станут взрослыми.
А всё потому, что пандемия вынудила закрывать школы и рабочие места, а также нарушила функционирование других ключевых систем обслуживания населения, призванных сохранять и преумножать человеческий капитал, например, служб охраны здоровья матери и ребёнка и систем подготовки кадров.
Во многих странах из-за пандемии дети дошкольного возраста пропустили 34% занятий по изучению родного языка и формированию грамотности для детей раннего возраста и более 29% таких занятий по математике в сравнении с обучением тех же когорт до пандемии. К концу 2021 года во многих странах численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, сократилась более чем на 10 процентных пунктов и даже после возобновления работы школ так и не восстановилась.
В странах с низким и средним уровнем дохода в связи с закрытием школ около 1 миллиарда детей пропустили, как минимум, целый год очного обучения, и более 700 миллионов школьников пропустили полтора года обучения. В итоге в этих странах доля 10-летних детей, которые не могут прочитать и понять текст начального уровня (это показатель образовательной бедности), по оценкам, выросла до 70% по сравнению с 57% до пандемии.
Вирус собирает жатву...
Что касается России, где с начала пандемии COVID-19, по данным оперштаба, умерли 399 тыс. зараженных (а всего погибло, по данным Росстата, 823,7 тыс. человек с коронавирусом), переболело Ковидом в средней и тяжёлой форме более 40 млн. человек, то два года санитарной деспотии и последствия Ковида кажутся населению страны на порядки страшнее того, что происходит в СВО.
Даже сейчас, если верить уже упомянутому Проценко и, исходя из американских данных в 4% инвалидизации и послеэпидемического риска, под угрозой находится минимум 1,5 млн. россиян. Это подтверждается периодически появляющимися известиями о смерти сравнительно молодых людей от отрыва тромба — самого тяжёлого последствия перенесённого Ковида. Вирус до сих пор собирает жатву.
Кроме того, специалисты фиксируют резкий рост психотизации общества. Выросло число разводов и разрушенных семей — вынужденный домашний санитарный «аресте» показал со всей очевидностью, что наши городские квартиры-клетушки не приспособлены для круглосуточного нахождения в ней полной семьи.
Зато Ковид закалил россиян настолько, что большинство из них не так тяжело переживают спецоперацию...
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ