Гордость и содержание. Что празднует Россия?
На этот раз представители власти, похоже, решили положить конец спорам о содержании праздника, который, по замыслу, должен был стать главным для страны, примерно, как Independence Day для США. Уже всем, кажется, понятно, что никакого актуального для сегодняшнего дня содержания не может быть у празднования факта запоздалой декларации национального суверенитета последним осколком российской/советской империи, от которого практически все остальные кусочки уже откололись. То есть от изначально заявленного праздника остались только дата и... пустота, которую предстоит наполнить заново. Чем?
Гордостью — отвечает государство российское устами своих деятелей. Такой, например, формулировкой, которую предлагает депутат-единоросс Елена Ямпольская, глава думского Комитета по культуре:
«В былые времена, кажущиеся ныне очень далекими, многие из нас любили поспорить об исторической правомерности и идеологической чистоте наших новых праздников. Особо пристрастному разбору в качестве красных дней календаря подвергались 4 ноября и 12 июня.
Однако, по моим впечатлениям, дотошных критиков и въедливых спорщиков остается все меньше. И правильно.
День России? Этим все сказано. Празднуем и гордимся. Ключевое слово прозвучало, иные разговоры оставим для будней.
Хватит оглядываться назад, там для нас ничего не положено. Бывает, История наполняет дату великим смыслом, а уж люди придают этой дате форму праздника. Бывает наоборот: сначала пустая, вроде бы, форма год от года вбирает в себя все больше смыслов. Эту историю, это наполнение мы творим собственными руками.
За минувший год, от прошлого 12 июня до нынешнего, мы совершили гигантский рывок в самосознании, в обретении себя. Было много болезненного, и будет еще. Без боли ничто не рождается. В фундаменте каждого большого праздника — преодоление боли.
Пусть Россия побеждает, прирастает, процветает. Нам без неё не жить».
То есть по сути власть признаёт отсутствие смысла в празднике, учреждённом совсем для другого, но даёт рецепт празднования в духе «раннего» Дмитрия Медведева: «смысла нет, но вы гордитесь».
Впрочем, один, возможно, самый глубокий смысл в празднике всё-таки присутствует. Заключается он в том, что 33 года назад на старой территории было учреждено ещё одно новое государство. Не случайно тот же Дмитрий Медведев говорил некогда, что «Россия — это молодое государство». Этому государству ещё предстоит принять окончательную форму: Россия, кажется, до сих пор находится в промежуточном состоянии ухода от советской империи к буржуазному национальному государству, когда частная собственность (капитал) рождает власть, а не наоборот.
И вот в этом состоянии «зависания» государства в России и с Россией, похоже, происходит своего рода «праздник непослушания» — ожёгшись о Запад, страна метнулась на Восток и «зависла» ещё и на ценностном уровне. Нов конфликт с Западом сам собой стал поводом для существования на основе противостояния «их ценностям», не до конца понимая, в чем ценности наши. Сегодня говорят, для России хорошо всё что угодно, лишь бы было антизападное.
А если серьёзно, одной строптивой гордости России, пожалуй, будет мало. Надобно и дело делать. Остаётся надеяться, что очередной День России вывел нас на дорогу, остаётся только решить: идти по ней или стоять на месте...
Илья Неведомский
СамолётЪ