Нескучный город
В мэрии Череповца состоялось заседание рабочей группы, созданной для разработки стратегии развития города до 2022 года. По словам заместителя мэра Михаила Ананьина, сейчас идет активная работа по формированию целевых показателей стратегии, чтобы не допустить неэффективных действий и перекосов в развитии города. «РМ» предлагает своим читателям размышления по этому поводу нашего главного редактора...
Промышленный и моноструктурный Череповец, несмотря на кризис, сохранил свои высокие амбиции и, формулируя новую стратегию развития, намерен в большей степени опираться на собственные силы.
В феврале этого года муниципалитет представил Общественному совету Череповца концепцию новой стратегии развития города до 2022 года. Те многие, кто расценил мероприятие, как элемент предвыборной кампании будущего мэра, были правы лишь отчасти. На самом деле не только очередной избирательный цикл, но и переход между волнами большого мирового кризиса вызвали необходимость провести серьезную «работу над ошибками» городской стратегии и попытаться внести необходимые коррективы.
Костер амбиций
Первая городская стратегия развития, торжественно принятая в согласии между властью и общественностью Череповца 2003 году и рассчитанная до 2012 года, носила громкое название — «Город лидеров». С тех пор прошло восемь лет — пять «тучных» и три «тощих», — наполненных массой событий, которых, кажется, вполне достаточно для того, чтобы определить: оправдала ли себя прежняя «лидерская» амбиция стратегии?
Непредвзятый ответ на этот вопрос демонстрирует расхождение между субъективными оценками горожан и объективной социально-экономической реальностью. Скепсис жителей города по поводу его стратегического «замаха», присутствовавший изначально, лишь усугубился со временем.
Социологические замеры, сделанные на пике кризиса, летом 2009 года, показали, что огромное большинство череповчан (77%) не чувствуют себя активными действующими лицами, от которых зависят какие-то реальные изменения, не считают себя непосредственными участниками череповецких событий. Что, в общем, не удивительно на фоне падения городского валового продукта на 10,2%, промпроизводства на 15,4% и 6-ти процентного роста безработицы.
С другой стороны, трудно спорить с объективными показателями, свидетельствующими, что городу все же удалось удержать и даже закрепить свои лидирующие позиции в основных отраслях своей конкурентоспособности.
Неколебимы оказались «киты» местного промпроизводства — предприятия металлургического комплекса «Северстали» и химического «ФосАгро». Сегодня они с выходом на докризисные показатели объема производства (в 2 раза выше общероссийских) остаются отраслевыми лидерами, давая 18% российского рынка металлопроката, 22% — метизов, 14% минеральных удобрений. Дееспособным оказался крепкий слой средних промышленных и перерабатывающих производств, представленных в городе отраслями строительства, деревообработки, машиностроения, производства стройматериалов, пищепромом. Наконец, за эти годы благодаря целенаправленной поддержке города и крупного бизнеса сумел укрепиться городской малый бизнес. Сегодня он не только вносит существенный вклад в обеспечение трудовой занятости, но и дает все больше бюджетных поступлений.
Никуда не делись и социальные достижения Череповца. Благодаря целенаправленным инвестициям в инфраструктуру, удалось во многом решить проблему транспорта, чистой воды. Целевые программы «Здоровый город», «Чистый город», «Светлый город», «Безопасный город», ставшие неотъемлемой частью стратегии городского развития помогли Череповцу удержать лидирующие позиции по качеству городской среды — 18-е место в интегральном рейтинге 100 крупнейших городов России по итогам 2011 года.
К уникальным «лидерским» чертам Череповца можно отнести сохранившуюся еще с советских времен комплексную систему непрерывного профессионального образования, включающие все ступени — от начального обучения до высшей школы.
— Не стоит, наверное, зацикливаться на коллизии: «Череповец — город лидеров» вовсе не лидер по оценкам его жителей, — говорит заместитель мэра Михаил Ананьин. — На самом деле экспертами, жителями других регионов Череповец воспринимается именно, как город-лидер, город прогрессивный, инновационный, высокотехнологичный. Видимо, наши горожане изначально имели более высокую оценочную планку, а затем испытали известное разочарование. Но это, наверное, неплохо, что череповчане хотят высоких стандартов жизни и подталкивают нас в спину.
Опора на собственные силы
Главная задача новой стратегии, как ее формулирует новый мэр города Юрий Кузин, — «реагировать на изменения в экономике, в социальных приоритетах, в ожиданиях людей, сделать так, чтобы в Череповце действительно было комфортно и нескучно жить».
Разнообразие, «нескучность» экономического, социального, культурного ландшафта города, по мнению разработчиков стратегии — едва ли не главное условие его конкурентоспособности в борьбе за главный сегодня ресурс — человеческий.
В принципе, говорит руководитель рабочей группы череповецкой «Стратегии-2022» Валерий Скляров, Череповец и сейчас в очень неплохой «форме» и может еще довольно долго жить в прежней своей, во многом «советской» парадигме:
— Но из города будет уезжать молодежь, у которой сегодня совсем другие жизненные приоритеты. Умные головы, высококвалифицированные специалисты, которые добьются серьезных результатов, и быстро уткнутся в потолок роста, тоже будут покидать город, не видя других возможностей для самореализации. И такая скудость рынка для самореализации людей — одна из наших самых серьезных проблем.
Решать ее в рамках новой городской стратегии предлагается комплексно и, в основном, рыночными способами — развивая и поощряя конкуренцию. А, учитывая, что развиваться городу придется в условиях чрезвычайной неопределенности политической и экономической внешней по отношению к нему среды: политическая ситуация весьма неспокойна, экономическая — непонятна: в мире наступает очередная волна кризиса, в региональном бюджете — большая долговая дыра... Все это заставляет не ждать иностранных инвесторов или бюджетных инвестиций, а опираться, преимущественно на собственные силы и внутренние резервы.
Благо они есть, хотя и находятся, как говорит Михаил Ананьин, «в автономии», мало взаимодействуя друг с другом. Задача же стратегии — усилить кооперационные связи между субъектами экономики, общественной, культурной жизни города на основе взаимной выгоды в виде добавленной стоимости или иного синергетического эффекта для городского сообщества.
В экономической сфере, например, это должно быть новое качество взаимодействия с глобальными компаниями, «прописанными» в Череповце — «Северсталью» и «ФосАгро». От преимущественно благотворительной поддержки городских социальных, культурных проектов, даже малого бизнеса металлургам и химикам предложено перейти к формированию локального рынка товаров и услуг, служащего одновременно «инкубатором» новых, конкурентоспособных компаний малого и среднего бизнеса.
— С одной стороны, мы «моногород», все говорят «нам не повезло!», — говорит Михаил Ананьин. — С другой, — мы моногород и нам в этом очень повезло. Наши крупные предприятия сами создают в городе рынок товаров и услуг для малого и среднего бизнеса.
Который, как предполагается, обслуживая предприятия крупных череповецких компаний, расположенные в разных регионах страны, будет накачивать мускулы, развивая свои «экспортные» (по отношению к городу и региону) возможности.
У авторов стратегии есть надежда на то, что крупный череповецкий бизнес выступит в роли «локомотива» и для образовательной системы города — достаточно разнообразной и сбалансированной, — способного сделать ее, ни много ни мало особой и заметной отраслью городской экономики.
— Роль образования принципиально важна для всех трех составляющих новой стратегии города: развитие экономики, развитие человеческого потенциала, развитие инфраструктуры, — говорит член рабочей группы, ректор Череповецкого Государственного университета Дмитрий Афанасьев. — Но очевидно, что здесь нужны консолидированные усилия муниципальных, региональных властей, поддержка бизнес-сообщества, поддержка населения в самом широком смысле, для того, чтобы изменить статус нашей образовательной системы, сделать ее двигателем инновационной активности.
Пока расчеты городских стратегов оправдываются: владелец «Северстали» Алексей Мордашов в очередной раз подтвердил твердое намерение развивать партнерство своей компании с родным городом.
Перекресток семи дорог
А вот к модной теме прямых внешних (российских и иностранных) инвестиций отношение в новой стратегии города осторожное. Не внушает особого оптимизма опыт создания в разных регионах России многочисленных индустриальных парков — слишком много разговоров при очень скромном результате. Живой пример «под боком» — в индустриальной зоне «Шексна», несмотря на все усилия до сих пор работает всего одно предприятие — трубопрофильный завод все той же «Северстали».
Поэтому сложной в реализации концепции освоения пришлым бизнесом новых городских территорий Greenfield в Череповце предпочитают практику Brownfield- создания новых производств с привлечением частных инвесторов на территории существующих, либо когда-то существовавших предприятий.
В качестве наглядного примера здесь любят приводить Череповецкий литейно-механический завод. Это историческое для города предприятие под руководством эффективного менеджера Владимира Боглаева сумело привлечь серьезные инвестиции и серьезно расширить свою продуктовую линейку. Сейчас ЧЛМЗ еще вносит серьезный вклад в развитие кадрового потенциала Череповца, реализуя в кооперации с машиностроительным активом «Северстали» — ООО «ССМ-Тяжмаш» — уникальный проект «Экспериментального машиностроительного полигона».
Правда, сам Боглаев говорит, что потенциальным инвесторам хотелось бы видеть больше инфраструктурной, правовой, партнерской поддержки со стороны города. И в муниципалитете обещают выполнить пожелания, исправив «ошибочные решения прошлых периодов».
Череповец — средний российский город. Его размер — 314 тысяч населения — является одновременно и конкурентным преимуществом и недостатком. Небольшой город изначально более комфортен для жизни. Но ему сложнее соперничать с крупными мегаполисами за лучшее качество «человеческого капитала». Как и многие российские города Череповец испытывает отток в Москву, Санкт-Петербург наиболее молодой и активной части своих жителей, которые не связывает свое будущее с жизнью города.
По мнению авторов стратегии развития города, эту проблему можно решить за счет участия в перераспределении миграционных потоков (уже сейчас наряду с оттоком в Череповце наблюдается и все более заметный приток новых жителей), развития внутрирегиональной агломерации.
Но самое главное решение, конечно, лежит в сфере привлекательности Череповца, которая напрямую зависит от его «социальной благоустроенности». Этим понятием Юрий Кузин обозначает целый комплекс городских явлений и процессов: от создания новых предприятий и привлечения иностранных инвесторов, до «заботы о духовности».
— И прорывные идеи, проекты, и новые технологии по всем направлениям, говорит мэр города, — это то, что даст Череповцу надежду на будущее, в котором город и его жители не будут прозябать от спада до подъема мировой и российской экономики, а полноценно жить, работать, развиваться вне зависимости от кризисов. Нужно уходить от бесконечного «латания дыр» к иному жизненному укладу, заставляющего все время создавать что-то новое, прогрессивное, постоянно давать горожанам не просто все самое необходимое, но еще и то, что добавляет гордости за свой город, привлекает новых людей в Череповец.
Юрий Антушевич
«РМ»
17.07.12.