ИП может воевать спокойно? Правительство считает, что военнослужащие способны совмещать «спецоперацию» с бизнесом
Сегодня группа законодателей из 24 депутатов и 2 сенаторов внесла в Госдуму подготовленный правительством страны проект поправок к закону «О мобилизационной подготовке» (31-ФЗ), призванный урегулировать участие в военной деятельности предпринимателей.
Поправки устраняют главное противоречие, с которым бизнес столкнулся в условиях «частичной мобилизации» — это ограничения на совмещение статуса предпринимателя и военнослужащего. Закон «О статусе военнослужащих» прямо запрещает бизнесменам, призванным на военную службу, заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц, исключения возможны лишь в случае, если управление организациями предусмотрено должностными обязанностями военнослужащих.
Исходя из этого, мобилизуемые сейчас собственники бизнеса и их управленцы обязаны прекратить предпринимательскую деятельность или участие в компаниях, что чревато для них личным (и корпоративным) экономическим крахом. О чём СамолётЪ писал, кстати говоря, на прошлой неделе.
Внесённые поправки должны сохранить для военнослужащего, призванного для прохождения действительной военной службы, возможность быть собственником бизнеса. Кроме того, по словам и.о. председателя правительства Вологодской области Эдуарда Зайнака, анонсировавшего сегодня изменения в «мобилизационный» закон, разрабатывается «процедура изменения или расторжения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд». Планируется также освободить мобилизованных предпринимателей от применения штрафных санкций.
В случае, если у попавших под мобилизацию предпринимателей нет возможности продлить лицензии, государство продлит их автоматически — «по аналогии с механизмом, который действовал в пандемию коронавируса».
Предполагается дать мобилизованным предпринимателям возможность переноса срока уплаты налоговых и «иных платежей», а также перенести сроки предоставления деклараций и отчетности.
Профильные ведомства подготовят проект поправок в законодательство для введения отсрочки по уплате платежей по кредитным договорам и договорам лизинга для МСП.
Ещё одной мерой поддержки станет возможность приостановления или расторжения договоров аренды без штрафных санкций, если недвижимость взята в аренду у государства.
«Разрабатываемые меры поддержки должны включаться в автоматическом или полуавтоматическом режиме в целях сохранения рабочих мест и производств, защиты бизнеса в текущей беспрецедентной ситуации», — полагает Зайнак.
И, действительно, на бумаге предлагаемые изменения выглядят впечатляюще. Например, продление кредитных каникул на весь срок мобилизации плюс 30 дней, а при госпитализации предпринимателя ещё и на срок его лечения. Документы для оформления кредитных каникул можно будет представить и после завершения мобилизации. И т.д.
Однако представители делового сообщества сомневаются, что законодательные новации смогут существенно снять остроту ситуации в сфере экономики, особенно в микробизнесе, где почти все процессы, как правило, завязаны на собственнике и одновременно руководителе бизнеса. Здесь очень высокие риски закрытия компаний.
Так, к примеру, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова, которой не очень понятно, где оставшийся в живых после мобилизации собственник найдёт средства на погашение кредитов.
"Мы рассчитывали, что если компания работает устойчиво и платит налоги, то собственнику и руководителю в одном лице будет предоставляться отсрочка",— говорит Дыбова.
Узким местом в схеме поддержки бизнеса остается фактическое отсутствие данных о мобилизованных предпринимателях и, как следствие, о возможных проблемах. Наличие единого реестра могло бы в перспективе автоматизировать оказание помощи мобилизованным предпринимателям.
Сергей Авдеев
СамолётЪ