Явление «кентавра» народу. Кажется, заболеваемость ковидом снова начала расти
СамолётЪ уже писал о том, что заболеваемость COVID-19 в России увеличивается по охвату, но мала по «мощности». По состоянию на 24 июля оперативный штаб выявил 7523 новых случая заражения коронавирусом при 106 тыс. тестов, сообщило ведомство в Telegram. Показатель стал максимальным с 29 апреля, когда обнаружили 7710 случаев.
Естественно, всех волнует вопрос: будет ли новая волна пандемии.
В России знание о динамике заболеваемости, как и раньше, упирается в качество официальной статистики, которой не представляется возможным доверять. Пока, если судить, например, по данным о госпитализациях (они чуть надежнее, чем все остальные метрики), рост заболеваемости в Москве и Петербурге не начался.
Основными факторами увеличения числа заболевших становятся новые варианты внутри омикронной линии штаммов. Например, штамм «кентавр». А также значительное снижение иммунитета к заболеванию из-за того, что со времени последнего серьёзного пика прошло около полугода.
С другой стороны, информация о разновременных вспышках заболеваемости в разных странах свидетельствует о том, что ковид (пока) не приобрёл сезонности, а его распространение зависит в первую очередь от непредсказуемых процессов эволюции, а не от температуры за окном.
К ограничительным мерам в разных странах подходят тоже по-разному. Там, где количество госпитализированных не превышает пределы пропускной способности больниц, ограничения вовсе вводить не собираются. Характерен пример США, где сейчас пытаются использовать «трёхуровневую» систему ограничений в зависимости от уровня угрозы пандемии. При этом там, где угроза велика, максимальное требование — носить маску в закрытом помещении и вакцинироваться в соответствии с рекомендациями.
В России на фоне долгого пандемийного спада возврат к ограничениям властями пока не обсуждается. В общей стрессовой ситуации, в которой находится общество, максимум, на что могут решиться власти, чтобы не вызывать массового недовольства — это введение обязательного ношения масок.
Характерной была, к примеру, реакция на «оживление» коронавируса губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова: он пока лишь подчеркнул, что коронавирусная повестка снова выходит на первый план.
Между тем коллективный иммунитет в регионе снижается, а коэффициент распространение ковида составил −1,12. Число заболевших по сравнению с прошлой неделей выросло на 16%.
Медики просят пройти ревакцинацию тех, кто привился или переболел более шести месяцев назад. Эту рекомендацию — сделать бустерную прививку — врачи дают всем россиянам. Чем прививаться — понятно: в России есть только две эффективные вакцины: «Спутник V» и «Спутник Лайт». Несмотря на то, что давно и хорошо известно, что после всех мутаций коронавируса эти и другие вакцины потеряли значительную часть своей эффективности против заболевания.
Медицинское «опустынивание»
Отсутствие резкой реакции отечественных властей на рост заболеваний коронавирусом скорее хороший знак. Особенно в части системы здравоохранения. Потому что её очередное «перепрофилирование» под «ковидные» нужды может привести к развитию катастрофических последствий, которые уже и так проявляются. И не только в России с её хроническим кадровым голодом на специалистов первичного медицинского звена.
Телеграм-канал «Вирусная нагрузка» отмечает аналогичные проблемы в развитых странах «постковидной» Европы, где сейчас наблюдается процесс настоящего «медицинского опустынивания». Оно происходит, например, во Франции, где из-за принуждения к вакцинации по всей стране уволилось 15 тыс. медработников, а повышенная нагрузка на оставшихся привела к новой волне увольнений. Сейчас медицинский персонал во многих больницах работает по 60 и более часов в неделю из-за того, что штат заполнен на треть, а пациенты по двое суток ждут в приемном покое.
Жители «медицинской пустыни» — а часто это достаточно значительные территории и по расстояниям, и по населению — оказываются вынужденными ехать в другой город не только ради плановых консультаций, но и в экстренных случаях. Но и крупные больницы также не справляются с повышенной нагрузкой, а целые отделения оказываются закрытыми из-за нехватки врачей.
Та же ситуация наблюдается и в других странах.
Марина Мельникова
СамолётЪ