Коронавирус и условный рефлекс. Заболеваемость COVID-19 в России увеличивается по охвату, но мала по «мощности»
Заболеваемость коронавирусом в России за неделю выросла на 30%. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения увеличился за последнюю неделю на 20,1 единицу или на 30,2%. Рост наблюдается в 68 регионах.
Наибольший прирост наблюдается в Москве. Небольшой рост заболеваемости — в Санкт-Петербурге. В Вологодской области уровень заболеваемости с 5-го по 18 июля держится на уровне 30–38 заболеваний в сутки. Смертельные случаи исчисляются считанными единицами.
В столичном оперштабе отмечают, что в большинстве случаев заболевание требует лечения, схожего с лечением классического ОРВИ. С таким выводом соглашается и глава Роспотребнадзора Анна Попова, предупреждающая, впрочем, что, как и в Москве, заболеваемость коронавирусом увеличится в стране из-за распространения новых подвидов штамма «омикрон».
Эпидемиологи не удивлены ростом заболеваемости.
«Коронавирус остается в популяции. Соответственно, будут локальные спады и локальные вспышки», — делится соображениями молекулярный биолог, научный сотрудник МГУ Сергей Харитонов.
А эпидемиолог, директор Института междисциплинарных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге Антон Барчук добавляет, что сейчас важно наблюдать не за количеством новых случаев, а за тяжестью заболевания, за загруженностью медучреждений и числом смертей. По его словам, «омикрон» показал, что и вакцинация, и перенесенная болезнь «не сильно» защищают от нового заражения, но эффективны против тяжёлого течения и смерти.
Эксперт полагает, что острая фаза пандемии, когда большей части популяции пришлось впервые встретиться с вирусом, завершилась. Сейчас мы, возможно, входим в следующую фазу, с чем, собственно, и связан подъём заболеваемости. Поэтому нужно фиксироваться не на числе новых случаев, а на тяжести течения болезни.
Специалисты убеждены: изменить ход событий в худшую сторону может только неожиданная мутация вируса. Но она маловероятна, несмотря на то, что мутации происходят постоянно — просто у вируса есть некая граница изменчивости. Как и прогнозировали специалисты в начале пандемии, коронавирус рано или поздно приобретёт более безопасные для человека формы, адаптируясь к человеческой популяции. Это, можно сказать, «стратегия» собственного выживания вируса: стать «мягче», но распространяться быстрее.
Тем временем в Европе, где новый подъём заболеваемости COVID-19 начался раньше, чем в России, форма реагирования сохраняется прежней: если у вас в стране растёт заболеваемость, самое время ввести обязательное ношение масок, но что считать ростом, а также где и кому носить маски, каждое правительство решает в силу собственных возможностей и задач.
В итоге на месте прежней цели остановить COVID-19 остался только условный и во многом имитационный рефлекс «заболеваемость-ограничения».
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ