Инфляция монополизма. Почему в России цены на продовольствие выше, чем в большинстве стран мира?
Росстат уже подтвердил оценку рекордной инфляции в России за 2021 год на уровне 8,4%.
При этом продукты за год подорожали на 10,62%. Инфляция в 2021 году стала максимальной с 2015 года (когда она составила 12,9%), в 2016 году рост цен равнялся 5,4%, в 2017 году рост цен составил минимальные за всю историю 2,5%, в 2018 году — 4,3%.
Но нас, как и наших читателей, больше всего волнует продовольственная инфляция, а она оказалась на уровне 10,62%, что в 1,6 раза больше показателя 2020 года (6,69%).
Причём героические усилия правительства по сдерживанию цен на еду практически никак не повлияли на итоговые инфляционные проценты.
Премьер Михаил Мишустин 22 декабря назвал высокую инфляцию «платой за открытость экономики». Инфляция в России, по его словам, в основном импортируемая. В числе системных мер по сдерживанию инфляции премьер назвал импортозамещение и развитие аграрного сектора.
Но не все эксперты придерживаются мнения об «импорте» инфляции.
Российские цены монопольны
К примеру, экономисты Сёмин, Третьяков, Труба и Данилова из Уральского государственного экономического университета и Международной академии аграрного образования в своей работе, опубликованной в «Вопросах рыболовства», № 3, 2021 год, приходят к выводу о том, что одна из главных причин, по которой внутренние цены на еду в России по многим позициям уже выше, чем в развитых странах, заключается в монополизме агрохолдингов.
«Цены на российском рынке на товары, которые мы экспортируем или импортируем по таким позициям, как мясо птицы, сахар, чай значительно выше мировых, например, по мясу птицы в 2 раза, по сахару в 1,6 раза. По свинине, рыбе, молоку, пшенице цены на российском (внешнем) рынке практически соответствуют ценам на мировых рынках, лишь совсем немного уступая им», — отмечают авторы исследования. И обращают внимание, что если исходить из паритета покупательной способности (ППС) валют России, Германии и Китая относительно доллара США, то российские потребительские цены на продовольствие окажутся значительно выше.
Чем, например, в тех же США, где потребительские цены существенно ниже, чем в России, например, по молоку почти в 3 раза, говядине и яйцам в 1,8 раза, куриному филе на 1/3. Только на картофель и яблоки в США цены выше российских.
В Германии все цены на продукты питания значительно ниже российских.
Аналогичная картина по ценам на продовольствие в Китае, за исключением цены на молоко.
Естественно, возникает вопрос: почему в странах Европы роста потребительских цен практически не наблюдается, а в России, несмотря на активно предпринимаемые правительством меры, происходит значительный рост розничных цен на продукты питания?
Самый значимый из факторов, влияющих на рост потребительских цен на продовольствие, отвечают исследователи, — это монополизация сельскохозяйственного и продовольственного рынка России агрохолдингами и крупнейшими торговыми сетями.
На агрохолдинги приходится более 50% от общей выручки всех сельхозорганизаций. Доля агрохолдингов является доминирующей в производстве мяса птицы — 61,5%, свинины — 59,3%, сахарной свёклы — 59,4%. Существующий монополизм приводит к значительному росту потребительских цен. При этом за последние 10 лет доля агрохолдингов в общей выручке сельхозпроизводителей выросла в 2 раза, в прибыли — в 3 раза.
В странах ЕС темп роста потребительских цен минимальный, несмотря на стремительный рост мировых цен, так как действуют жёсткие антимонопольные законы. А на российском продовольственном рынке свободно действуют монопольные игроки, что неизбежно приводит к картельному сговору между ними о росте цен.
Другим важнейшим фактором роста потребительских цен на продукты питания на российском рынке является введение в 2014 г. продовольственного эмбарго (так называемые «антисанкции») на ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Эмбарго приводит к тому, что отечественный товаропроизводитель-монополист не стремится к росту эффективности производства, повышению качества продукции и снижению затрат, а поднимает цены на товарную продукцию с целью получения высокой прибыли.
«Проведение реальной антимонопольной политики в аграрной отрасли и торговле, создание конкурентной среды на российском продовольственном рынке — единственный эффективный инструмент для стабилизации потребительских цен», — делают логический вывод учёные. Но он, увы, может долго оставаться гласом вопиющего в пустыне. Ведь главная антимонопольная структура страны — ФАС после ухода Игоря Артемьева становится лояльнее к настоящим монополистам.
Back in the U.S.S.R.?
Авторы телеграм-канала «Деньги и песец» экономист Дмитрий Прокофьев и финансист Никита Демидов, ознакомившись с «Вопросами рыболовства», обращают внимание на любопытное сходство ситуации с ценами в России и в СССР. Оказывается, и в Советском Союзе ситуация с ценами на еду была такая же «непростая», как сейчас в России. В пику розовому мифу о дешёвых (пускай и дефицитных) советских продуктах, они приводят документальные свидетельства «от обратного».
Например, секретную «Справку о розничных ценах на товары народного потребления», направленную в ЦК КПСС в 1965 году, и подписанную заместителем председателя Государственного комитета цен Кузнецовым. В ней, в частности, говорилось:
«По сравнению с уровнем розничных цен в капиталистических странах относительно высок уровень розничных цен в СССР на сахар (примерно в 3 раза выше), на масло животное, сыр, масло растительное и маргарин (в 2–3 раза), на рыбные консервы (в 3–3,5 раза), на вина виноградные (в 4–5 раз), на шоколад (в 10 раз)...
...В США цена на сахар-песок составляет 27% и на сахар кусковой 40% от цены сахара в СССР. Затраты государства в розничной цене сахара составляют 38%, а 62% — налог с оборота и прибыль.»
1965 год, 2021 год. «Цены выше, чем в мире». Как будто ничего не изменилось. В СССР был «план», который как считалось, заменяет «рынок» (на самом деле нет). В РФ план отменили, но рынка как-то не появилось. Вместо него — набор монополистов, подводят итог авторы канала.
Кстати. В Вологодской области годовая инфляция — 9,31% — оказалась ещё выше, чем по России (8,39%) и по СЗФО (8,53%).
Годовой темп прироста цен на продовольственные товары в регионе в декабре 2021 года составил 10,43%.
В секторе непродовольственных товаров за прошедший год рост цен ускорился на 11,10%.
В сфере услуг годовой темп прироста цен составил 4,69%.
Подготовил Илья Неведомский
СамолётЪ