30 млрд «на бедность». Владимир Путин в ответ на ускорение инфляции повысил прожиточный минимум и МРОТ
Краткая предыстория. Инфляция «галопирует» во всём мире уже целый год. Сам Владимир Владимирович склонен обвинять в этом правительства развитых стран, которые, в виду, коронавирусной пандемии и соответствующих ограничительных мер социальной коммуникации активно помогали своим предпринимателям и гражданам материально. Не падающий спрос неизбежно должен был столкнуться с оборванными коронавирусом международными цепочками создания добавленной стоимости. Он и столкнулся, вызвав повсеместную инфляцию.
Российская инфляция стала эхом мировой. Потому что в России, конечно, тоже помогали людям, но существенно скромнее. Поэтому их сворачивания почти никто не заметил, так что едва ли они смогли заметно снизить темпы роста цен.
С этими темпами в стране боролись весь год в основном административно: публикацию «рекомендованных розничных цен» для ряда товаров, подписание ценовых соглашений, льготное кредитование, субсидии, введение экспортных пошлин, механизмов демпфера и проч. Все это помогало мало, создавая одновременно дополнительные риски для экономики...
Но существуют и более радикальные меры — например, дополнительная индексация пенсий и социальных выплат. Она может сгладить самое тяжелое последствие высокой продовольственной инфляции — рост бедности. Безусловно, эти шаги приведут к снижению бюджетных доходов и росту расходов. Но, эксперты отмечают, что многие страны пошли на значительное наращивание дефицита бюджета в период пандемии. И у России здесь есть как определенный запас прочности, так и свобода маневра.
И правительство использовало-таки эту свободу. Иного ждать было, наверное, трудно, учитывая, что по итогам октября продовольственная инфляция составила почти 11%. А Эльвира Набиуллина в четверг, выступая в Госдуме, предупредила, что это ставит под угрозу прежде всего самые незащищенные группы населения: «Чем меньше доход у человека, тем больше в его личной потребительской корзине занимают продукты, и, значит, инфляция бьет по нему в первую очередь».
В итоге на вчерашнем вечернем совещании по социальным вопросам Путин объявил о новых планах повышения прожиточного минимума и МРОТ. Оба показателя, от которых отсчитываются социальные пособия и доплаты к пенсиям, с 1 января 2022 года будут повышены на 8,6% вместо планировавшихся повышений на 2,5% (прожиточный минимум) и 6,4% (МРОТ). В результате прожиточный минимум с нового года вырастет на 1001 рубль, до 12 654 рублей, МРОТ — на 1098 рублей, до 13 890 рублей.
Кстати, деньги у правительства есть и на более радикальные повышения социальных выплат. Согласно одобренному в первом чтении проекту федерального бюджета, в 2021 году казна получит 15,3 трлн рублей ненефтегазовых доходов, которые не направляются в ФНБ. В 2021 году произошло «разовое увеличение доли ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП до 12,3%», говорится в пояснительной записке к проекту. Причины — «временный всплеск оборотных налогов» на фоне роста внутреннего потребления (в том числе с учетом падения выездного туризма и разовых выплат населению) и крупные разовые поступления — перечисление в бюджет 200 млрд рублей, полученных ЦБ от продажи акций Сбербанка, и 146 млрд рублей штрафа «Норникеля» после аварии в Норильске.
Выбранный Кремлём и правительством способ поддержки и не самые большие цифры дополнительных расходов говорят о том, что руководство страны опасается идти на радикальные варианты, которые могли бы еще больше подстегнуть инфляцию.
Хорошо уже то, что там не стали тянуть до наступления Нового года...
Сергей Авдеев
СамолётЪ