«Лица необщим выраженьем». Чем привлекает зрителей и болельщиков современное фигурное катание?
Не так давно попалась на глаза заметка, автор которой предпринял попытку проанализировать телевизионные рейтинги трансляций крупнейших соревнований в фигурном катании и количество просмотров записей программ ведущих фигуристов в youtube, а также сравнить эту информацию с результатами тех недавних времён, когда на мировых подиумах царили Евгения Медведева с Алиной Загитовой. Попутно был дан сравнительный обзор результатов телесмотрения фигурного катания с футболом.
Честно говоря, различия в сравнительно небольших цифрах и телерейтингов, и youtube-просмотров не показались настолько большими, чтобы убедительными выглядели далеко идущие выводы автора. А он ни много ни мало говорит о падении или как минимум стагнации интереса к фигурному катанию, по далёким от спорта причинам. Нынче, мол, нет таких спортивных героев и противостояния между ними такого же накала, каким было соперничество Загитова/Медведева. И в отсутствие всего вышеперечисленного автор советует себе и коллегам выдавать больше «глубокой экспертизы» и «закулисного контента» о героях, и даже «поскоморошничать» (чтобы это ни значило) ради раскрутки новых звёзд фигурки.
«Старая любовь не ржавеет»
Советы, надо признаться, не лишены здравого смысла, потому что несмотря на обилие публикаций о фигурном катании наблюдается явный дефицит именно что «глубокой экспертизы» и «закулисного контента»...
Впрочем, тот же автор признаёт, что ощущение, что зритель пресытился победами тех же девушек из команды Тутберидзе, может быть всего лишь «оценочным» и «субъективным».
Нельзя не согласиться с тем, что основными драйверами, подпитывающими интерес к фигурному катанию последних лет, были два масштабных межличностных конфликта. Первый — это уже упоминавшее «внутривидовое» соперничество происходившее, начиная с Олимпиады в Пхёнчхане внутри одной команды — «Хрустального». Второй — конфликт между двумя разными командами — «Хрустальным» и «Ангелами Плющенко» — спровоцированный переходами фигуристок (Александры Трусовой и Алёны Косторной, прежде всего) из одной школы в другую и обратно.
Обе истории хорошо укладываются в парадигму традиционных библейских сюжетов: о Каине и Авеле, в первом случае, и о «блудных сыновьях (дочерях) — во втором. А потому, в воплощении живыми, юными, привлекательными «исполнителями», для которых все эти «игры» и не игры вовсе, а настоящая жизнь, неизбежно вызывали целую гамму неподдельных, настоящих эмоций.
Но возьмём на себя смелость заявить, что дополнительные эмоции были именно что дополнением, которое удачно легло на уже заложенную прежде «базу» — большую популярность фигурного катания вообще у отечественного зрителя, его любовь к этому виду спорта, заложенную ещё во времена СССР. Со временем любовь эта не слабела. Просто менялись приоритеты: в зависимости от того, кто больше побеждал, доминируя в мировом спорте, плюс, безусловно, личная харизма того или иного спортсмена. В разные периоды это могло быть и парное катание, представленное непобедимыми Родниной/Зайцевым, или бесконечно влюблёнными друг в друга Гриньковым/Гордеевой, и целой плеядой стильных танцевальных парами, начиная с Пахомовой/Горшкова, и спорившими между собой мужчинами-одиночниками Ягудиным и Плющенко...
То есть в основе всегда был «скелет» внутренней спортивной драмы, на которую уже СМИ и «людская молва» наращивали «мясо» внеспортивных слухов, комментариев, мотивов и отношений.
Ледниковый период?
Вряд ли что-то сильно изменилось именно в последнее время. Если спад популярности спорта неизбежен (а он, скорее всего, на самом деле неизбежен), то он она, популярность всё-таки не опустится ниже определённого и вполне достойного значения. Которое, конечно же, не позволит фигурному катанию на равных соперничать с другими хайповыми вещами — популярностью поп-музыки и поп-звёзд, например.
Кстати, то же самое происходит и с отношением к футболу, ещё одному популярному в нашей стране виду спорта. Если и можно сравнивать футбол и фигурку, то только в этом — наличии периодически сменяющих друг друга подъёмов и спадов интереса, обычно совпадающими с крупными соревнованиями (мировые и европейские первенства, олимпиады) или с появлениями ярких личностей среди спортсменов и тренеров.
Ещё больше, чем сравнение фигурного катания с футболом, хромает его сравнение с телевизионными шоу. Тем же «Ледниковым периодом», который сейчас часто упоминается уже в спортивной прессе.
Так вот, несмотря на присутствие в телепроекте Первого канала людей из спортивной тусовки — профессиональных фигуристов (чаще всего бывших) и тренеров, а также льда и коньков — «Ледниковый период» на самом деле не имеет никакого отношения к фигурному катанию как к спорту. Это совершенно разные, если так можно выразиться, «вселенные», наполненные совершенно разными по импульсу и качеству эмоциями.
Ну, нельзя же в самом деле сравнивать эмоции, возникающие от перевоплощения уже состоявшихся в другой сфере «звёзд» в «артистов» ледового балета, с эмоциями настоящих фигуристов-профессионалов, рвущих жилы в соперничестве с такими же профессионалами. Это всё равно что сравнивать поединок настоящих гладиаторов, бьющихся на смерть, с уютной детской игрой «в гладиаторов»...
Разницу только подчёркивают разные судьбы бывших фигуристов, перешедших из спорта в этот проект. Мы уже не говорим о красавце Ягудине, превратившемся из могучего соперника Плющенко в конферансье-фата.
Разительные перемены на наших глазах происходят и с любимицами болельщиков спортивной фигурки: Женей Медведевой и Алиной Загитовой. Если первая, проиграв свою карьеру на спортивном льду, сейчас расцветает на льду концертном, то вторая, та, что была бесконечно яркой и победительной в спорте, в «мирной» жизни ледового шоу, как-то съёжилась личностно, ушла в тень...
Девушки с характером
Что же касается собственно спорта, от которого мы немного отвлеклись, то здесь вопреки заявлениям коллег-скептиков сейчас кипят страсти и происходит подспудное «броуновское движение», неизбежное в каждом новом олимпийском сезоне. Все, кто чувствует в себе хоть какие-то внутренние силы, готовятся к «последнему и решительному» бою для доказательства своего права участвовать в Олимпиаде.
И то, что большинство претендентов в женском одиночном катании (не будем говорить про другие виды, где в каждом — своя интрига) — из нашей страны не делает это соперничество «всех со всеми» менее захватывающим.
Буквально в последние дни состоялось два ярчайших события, наполненных таким соперничеством: очередные этапы Кубка России и мировой серии Гран-при. В первом наши девушки из, как принято говорить, «второго эшелона», отчаянно рвутся в первые ряды. Конкретнее — на чемпионат страны, у участников которого появляются возможность «покусать» фаворитов и шансы отобраться в сборную. Пускай даже в качестве запасного.
В Перми, на этапе кубка, своё право доказали юная Софья Муравьёва, Аделия Петросян и «ветеран» нашей фигурки, чемпионка Европы Софья Самодурова.
А в Гренобле, на этапе Гран-при, как и на каждом из предыдущих и последующем этапах, сражение идёт не только напрямую за сборную и участие в Олимпиаде, но ещё и за будущее благосклонное отношение судей, которое в решающий момент может стать решающим. И каждая из его участниц, безусловно, и красавица, и личность, то, что называется «девушка с характером».
Это и Анна Щербакова, и Алёна Косторная, и даже проводящая свой первый «взрослый» сезон Ксения Синицына, которые даже на особенно скользком французском льду доказали своё право на место в числе фаворитов.
При этом никто не обошёлся без ошибок в прокатах. Наверное, это естественно, когда идёт напряжённая подготовительная работа.
Анна Щербакова с каждым этапом заметно набирает обороты, сохраняя при этом завидные качества, присущие настоящему бойцу. Она, кажется, уже вернула себе стабильность на четверном флипе и даже зашла на квад-лутц, только исполнению прыжка ультра-си помешала лужа на льду. При отталкивании спортсменка соскочила с ребра и упала, не скрутив ни одного оборота. Но, встала и чётко откатала всю оставшуюся программу.
Потом, на финальной пресс-конференции она скажет, что её немного вывела из себя та самая ошибка на лутце в начале программы: «Что это было — я не могу объяснить. Для меня очень важно, что после неё, несмотря на внутренние переживания, я все равно выполнила все элементы. Сейчас я еще, возможно, немного не пришла в себя... Мне ещё для того, чтобы почувствовать, что я наиболее хорошо подошла к соревнованиям, нужно максимально усложнить свой контент, больше работать над лутцем и дальше просто чисто катать свои программы, исполнять элементы, при этом передавать образ, не забывать о программе, доделывать хореографию», — так Аня сформулировала «программу-максимум» подготовки к апогею сезона, актуальную, впрочем, и для всех её соперниц, спор с которыми будет идти до самого конца года, сохраняя и закручивая для нас спортивную интригу.
Сергей Бесков
СамолётЪ