«Немножко не по-человечески». Что означает и к чему приведёт намерение правительства узаконить систему QR-кодов на федеральном уровне?
Несмотря на то, что разные варианты QR-кодирования и так уже введены во всех российских регионах, в том числе в Москве, если законопроекты будут использованы по максимуму, с 1 февраля без прививки можно будет попасть только в продуктовые магазины и общественный транспорт. А, возможно, как показывает пример Татарстана, и туда без QR-кодов путь будет заказан.
Помимо РБК, факт подготовки законопроектов подтверждают другие многочисленные источники разных СМИ.
Итак, что представляют собой готовящиеся документы?
Первый — это, по сути, поправки в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Новации заключаются в том, что с 1 февраля 2022 года местные власти должны обеспечить посещение массовых мероприятий, организаций культуры, общественного питания и розничной торговли по QR-коду о прививке, справке о перенесенном заболевании или по медотводу от вакцинации с отрицательным ПЦР-тестом. Исключением станут общественного транспорта, аптек, продуктовой розницы и магазинов с товарами первой необходимости. Хотя определение конкретных объектов, подпадающих под сферу действия QR-кодирования будут определять главы регионов с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации.
Второй законопроект представляет собой перечень поправок в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта. В случае их принятия обязательным условием при покупке авиа- или железнодорожных билетов на междугородных и международных рейсах с даты, которую установит правительство, станет предъявление QR-кода о прививке, справки о перенесенном заболевании или медотвода. Привитые не зарегистрированными в России вакцинами иностранцы смогут поехать на поезде или полететь на самолете по отрицательному ПЦР-тесту. Те, кто купил билеты, но не сможет ими воспользоваться из-за отсутствия QR-кодов, получат возможность их сдать и вернуть полную сумму в течение 30 дней.
Бизнес реагирует на законопроекты предсказуемо негативно.
Авиа и ж/д-перевозчики, например, против введения проверки QR-кодов при покупке билетов. При этом, например, в компании S7 уже оценили, что введение QR-кодов приведёт к сокращению пассажиропотока на внутренних рейсах на 50%.
В ужасе от перспективы введения обязательных QR-кодов ресторанный бизнес. Для него QR-коды равноценны закрытию (во время первого такого московского опыта этим летом трафик упал на 90%, заявила основатель сети «Андерсон» Анастасия Татулова). «Законсервировать бизнес на 10 дней, остановив работу оборудования, поставку продуктов, — это одно. А продолжать работать, принимая на 80% гостей меньше, чем обычно, — совсем другое», — пояснял владелец сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов.
Единственная пока анонсированная правительством программа поддержки бизнеса во время новых ограничений — программа «ФОТ 3.0», по которой выдают кредиты под 3% в размере одного МРОТ на одного сотрудника. Деньги не самые большие, но в первую волну они оказались далеко не лишними. В регионах готовятся свои программы поддержки бизнеса (например, Вологодская область анонсировала на следующий год мероприятия на сумму в 1 млрд рублей), но они тоже не покрывают всех возможных потерь предпринимателей.
Один из главных вопросов — эффективность системы QR-кодов.
По мнению ученых-эпидемиологов, коды «являются только средством понуждения к вакцинации и не более». Так, например, считает доктор медицинских наук, профессор Василий Власов. Сами же QR-коды никого от заражения не защищают, поскольку и вакцинированные и переболевшие граждане сами могут заражаться и быть источниками передачи коронавируса. А ковид-фри зоны, куда все проходят по QR-коду, являются такими же местами для распространения коронавируса, как и все другие места скопления людей и даже ещё опаснее, так как там не соблюдают основные меры предосторожности — дистанцию и маски...
Но количество новых случаев в России 11 ноября вновь превысило 40 тыс., а число умерших третий день подряд превышает 1200 человек. В пятницу выявили еще 40 123 случая COVID-19, умерло 1 235 пациентов. Смертность от ковида в России оценивается, как самая высокая в мире. Власти — на местах и федеральном уровне, похоже, в растерянности. Панацея видится в достижении 80%, а лучше, как говорит вице-премьер Татьяна Голикова, — 90% привитых граждан России, то есть включая людей с противопоказаниями к вакцинации.
И, похоже, власть готова идти ва-банк для выполнения этой задачи, рискуя даже рейтингом. Параллельно система тестирует, как далеко возможно зайти в принуждении граждан к исполнению своей воли.
Дополнительным стимулом ускоренного расширения вакцинации у элит, аффилированных с фармацевтикой, стоит вопрос прибыли от производства и продажи вакцин, спрос на которые упадёт сразу же после разработки более-менее эффективного лекарства, что может произойти уже в следующем году.
На таком фоне QR-коды — сравнительно мягкое средство силового принуждения населения к вакцинации. Ограничивая права граждан таким образом и всяески избегая настоящих локдаунов, чиновники хотят поставить федеральные законы выше Конституции, и, судя по тому, как развивается ситуация, депутаты готовы одобрить это в кратчайшие сроки.
Впрочем, справедливости ради, в Госдуме раздаются и альтернативные голоса
Например, лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев выступил с предложением, направленным на повышение доверия населения к вакцинации. Его назвали «план Б» — это более «гуманная» альтернатива вакцинному плану «А».
По мнению нечаевцев, процедуру иммунизации необходимо сделать более прозрачной, в частности.
создать независимую систему регистрации реальных случаев осложнений после прививки с привлечением российских медиков для комплексного анализа ситуации и выявления причин побочных реакций;
увеличить компенсацию за негативные последствия вакцинации, которая на данный момент составляет 1 тыс. ₽ ежемесячно в случае инвалидности и 30 тыс. ₽ в случае смерти;
создать госпрограмму предвакционного обследования и обязать врачей перед введением препарата изучать медицинскую карту пациента на предмет наличия противопоказаний;
разработать витаминный комплекс для укрепления общего иммунитета граждан, в первую очередь восполнения витамина D. Наращивание иммунного капитала население приведет к снижению заболеваемости даже среди людей, не желающих вакцинироваться (а это около половины всех россиян).
«Новые люди» уверены: своевременная реализация предложенных мер позволит значительно снизить уровень заболеваемости и смертности и вернуть контроль над течением пандемии, превратив коронавирус в сезонное заболевание.
Глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев призвал при разработке законопроекта «учитывать детали» и «минимизировать ограничения гражданских прав и свобод при введении QR-кодов». Он отметил, что Конституцией предусмотрена возможность ограничения прав и свобод федеральным законом в целях защиты здоровья: это, считает господин Фадеев, может быть разумно «если ситуация с эпидемией остается тяжёлой». При этом «абсолютно недопустимо лишать людей, тем более старшего возраста, возможности пользоваться общественным транспортом или магазинами. И это выглядит немножко не по-человечески», — считает глава СПЧ.
Марина Мельникова
СамолётЪ