Вот и накатила третья волна. Могут ли в России отменить выборы?
Политические предвыборные новости в последние дни и даже недели столкнулись с новостями санитарно-эпидемиологическими и проиграли последним. То есть вот это всё: обсуждение итогов праймериз «Единой России», дутая интрига по поводу того, кто возглавит список кандидатов от партии, назойливая презентация разнокалиберных партийных инициатив — резко уступили место в повестке суровой ковидной хронике. А именно: с 9 июня число заболевших COVID-19 в стране начало расти опережающими темпами, увеличиваясь на тысячу каждый день, и превосходя график мая 2020 года. С 9 по 14 июня, когда число заболевших достигло отметки в 13,7 тыс. человек, заразилось почти 80 тыс. Умерло 2300 человек.
Больше всего заразившихся и умерших в Москве. Наверное, естественно поэтому, что главным медийным персонажем в эти выходные (помимо Евро-2020) стал мэр Москвы Сергей Собянин. Как и год назад, он внезапно вышел на федеральный «свет» из своей московской «тени» и объявил новые «нерабочие дни». Пока только в столице.
Характерно, что и сейчас, как тогда никакой реакции на явный всплеск пандемии не последовало ни от президента, ни от премьера. Всё выглядит так, словно Собянина снова выпихнули на арену отдуваться «за вирус», и сберечь чужие рейтинги. Главному публичному энтузиасту ограничений и закрытий доверили объявить фактический новый локдаун.
Что будет дальше и в регионах, в том числе, пока не очень понятно. Ясно уже, что ответственными за ситуацию решено объявить самих граждан, не торопящихся прививаться. Это они виноваты во «внезапном» приходе третьей волны вируса. А не государство, которое оказалось не в состоянии произвести необходимое количество препаратов для вакцинации (мы до сих пор не знаем, сколько оно их производит на самом деле) и доказать обществу их действенность и безопасность. Отдельный сюжет — президент Путин, не прививавшийся до последнего момента и в итоге привившийся неизвестно чем. Зато государство поставило, кажется, рекорд по ненавязчивости пропаганды вакцинации и коммерческой активности на внешних рынках, продавая непризнанный ВОЗ «СпутникV».
На круглом столе Экспертного института социальных исследований глава его экспертного совета Глеб Кузнецов вынужден заявить: «Какую задачу мы решаем? „Убеждаем“, „воспитываем нового человека“, „разъясняем опасности ковида“? Или занимаемся вакцинацией для создания иммунной прослойки? Если второе, то болтовней задачу не решить».
Эксперты в открытую требуют включения «механизмов принуждения» населения к вакцинации, потому что, как говорит тот же Кузнецов, «взятый темп вакцинации означает, что Россия не будет вакцинирована никогда». Потому, например, что уже пора ревакцинировать тех, кто получил вакцину осенью\зимой. «А у нас еще конь не валялся даже с уязвимыми или особо важными группами вроде медработников тех же», — указывает глава ЭИСИ.
Представители власти ли отмалчиваются, либо говорят нечто невразумительное, про сознательность и добровольность. Не самый проницательный обыватель видит за этими молчанием и мычанием указание на то, что необходимого количества вакцины в стране просто нет. Это, во-первых.
Во-вторых, все прелести открытых ресторанов, театры, концертов, массового внутреннего туризма и т.п. на фоне слишком высоких коэффициентов Rt — это не показатель благополучного выхода из пандемии, а наоборот — свидетельства того, что власти признали невозможность введения полноценного ЧП, справиться с бедой, поэтому пустили всё на самотёк.
А самотёк не вывез страну не в ту сторону.
Вот и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников распорядился снова развернуть вторую очередь моногоспиталей в регионе и подготовить перечень противоэпидемических мер для экстренного введения в регионе. Число заболевших коронавирусом в России и в Вологодской области растет. В вологодском моногоспитале на сегодня занято 82% коек, в Череповце — 92%. Олег Кувшинников призвал вологжан соблюдать масочный режим и сделать прививку от covid-19.
Сегодня, когда мы видим Собянина и снова берущих на себя инициативу губернаторов при молчании главных федеральных фигур, возникает ощущение очередного политического кризиса, похожего на прошлогодний.
Но сейчас в предвыборный год он становится особенно опасным, отмечают эксперты: «и власть чувствует себя скованной, и пространство для всевозможных интриг расширяется как никогда, а кризис доверия может стать фатальным для системы».
В таких условиях вполне закономерно задаться вопросом о том, что будет с выборами? Год назад почти такое же важное для системы «голосование на пеньках» было перенесено на два с половиной месяца. Будет ли перенесены выборы? И если будут, что будет с политической ситуацией в стране, раздражённой одновременно и прессингом в отношении оппозиции, и слишком ранним стартом предвыборной кампании, грозящем превратиться в «фальстарт»?
Наконец, как скажется на политической ситуации в стране растерянность властей перед третьей коронавирусной волной? Ответы на эти вопросы нам предстоит узнать в ближайшее время. И вполне вероятно, что эти ответы будут способны нас удивить...
Илья Неведомский
СамолётЪ