Страна неожиданной старости. Социальным работникам России приходится иметь дело с людьми, не готовыми быть пожилыми
Участниками видеоконференцсвязи стали государственные и негосударственные социальные учреждения, соцработники, волонтеры, ежедневно помогающие россиянам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ментальными отклонениями, пожилым людям, семьям и детям.
«Выявительный» принцип собеса
Особенно Владимира Путина порадовал рассказ директора Комплексного центра социального обслуживания населения Грязовецкого района Вологодской области Татьяны Кашиной. Она рассказала о «профилактике попадания в дома престарелых», практикуемой в районе в рамках эксперимента с внедрением стационарозамещающих технологий. Это, когда сами соцработники, или обученные ими волонтёры и родственники пожилых людей ухаживают за ними на дому. Причём, рассказала Кашина, если раньше для того, чтобы получить такую помощь, старикам приходилось писать заявления, сейчас всё основано на «выявительном» принципе. Соцработники вместе с врачами сами определяют, кому нужна помощь, а кому — нет.
Звучит немного странно, даже пугающе. Но президенту понравился такой «проактивный» подход, который в стране получает всё большее распространение, особенно в правоохранительной среде.
«Очень важно иметь возможность оставаться дома, в привычной среде. Среди своих близких, — со знанием дела отметил Владимир Путин. — В тоже время мы прекрасно понимаем, что уход за такими людьми, которым требуется поддержка со стороны, — это значительный и серьезный труд. В том числе, со стороны близких, у которых возникают в этой связи значительные подчас ограничения, связанные с осуществлением трудовой деятельности. Поэтому работа, связанная со стационарозамещающими технологиями, чрезвычайно важна», — поддержал выступление вологжанки Владимир Путин.
По его словам, такие технологии в этом году будут запущены в 24 регионах, охватив 133 тыс. человек. В той же Вологодской области в проекте задействован только один, Грязовецкий район. А в 2022 году будет растиражирована на территории всей страны. В настоящее время Минтрудом России, Правительством Российской Федерации определяются источники, чтобы финансово поддержать внедрение системы долговременного ухода.
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников тут же пообещал, что, как только специалисты освоят практику долговременного ухода на примере Грязовецкого района, он будет распространён на всю область. «Наша главная задача в том, чтобы создать систему, при которой профессиональный уход и реабилитация помогут человеку оставаться полноценным членом общества, поддерживать качество его жизни», — заявил глава региона.
«Молодые мои старики»
Действительно, поддерживать качество жизни российским старикам чрезвычайно сложно. Во-первых, у россиян старость наступает раньше, чем в других странах. Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому ещё в 2018 году, для россиян в среднем старость наступает в 63 года: 37% наших соотечественников считают, что она приходит до 60 лет, и лишь 22% — что после 70. В опросе речь шла скорее о восприятии старения, но интересно, что ощущение россиян, хотя и кажется пессимистичным, даже отстаёт от возраста физического старения, установленного учеными из США и Испании.
Согласно их оценке, люди в России уже в 59 лет страдают от возрастных заболеваний, характерных для более пожилого человека. Публикация на эту тему вышла в медицинском журнале Lancet.
Во-вторых, что, возможно, ещё хуже, большинство россиян не видят возможностей для подготовки к собственной старости, а для тех, кто считает это важным, главными способами являются диета, спортивные упражнения и создание сбережений. Впрочем, только половина тех, кто говорит об этом, реально практикуют названные занятия. Среди тех, кто видит в старости только негативные проявления, большинство ожидают возможных проблем с получением пенсии и доступом к здравоохранению.
Большинство россиян не рады наступлению старости и ассоциируют ее с бедностью, что отличает их от почти половины мирового населения. Такие данные в своем исследовании отношения жителей 30 стран мира к старению и их ожиданий по поводу предстоящей жизни в преклонном возрасте представила компания Ipsos. Так, каждый третий участник исследования в мире (33%) ждет наступления старости с позитивным настроением. Есть страны, где эта доля достигает двух третей, к ним относятся Индия (73%), Турция (63%), Польша (62%). В ряде стран большинство населения настроено негативно — как в Болгарии (87%), Японии (87%) и Испании (83%). В России доля пессимистов также составляет 80%. Беспокойство из-за наступления старости в России также сильнее, чем в большинстве стран, о нем говорят 63% опрошенных, больше только в Бразилии (72%) и Китае (71%).
«Подводные камни» «золотого возраста»
Главные отрицательные черты старости, по мнению респондентов в мире,— недостаток денег на жизнь (30%), потеря мобильности (26%) и памяти (24%). В России также ставят на первое место возможные финансовые проблемы (46%), но после них граждан больше беспокоят потери близких и друзей и боль, которая может появиться в старости (26%). Участники исследования отметили наличие и плюсов в старшем возрасте: можно больше времени проводить с друзьями и семьей (36% глобально; 25% в России), больше времени для хобби и отдыха (32% и 16% соответственно), для путешествий (26% и 6%) и возможность не работать (26% и 18%).
Две трети опрошенных в мире (64%) считают, что могут подготовиться к старости, чтобы быть здоровее и лучше справляться с трудностями, и знают, как это сделать. Чаще всего речь идет о регулярной физической активности и здоровом питании (60% и 59%), на третьем месте — сбережения (51%). В России же только 29% граждан верят в возможность подготовиться к жизни в преклонном возрасте (последнее место по этому показателю), хотя в целом описания подготовки в РФ и в мире во многом схожи.
При этом как в России, так и во всем мире существует разрыв между декларируемыми и реальными действиями. Так, в РФ 60% считают необходимыми физические упражнения — но занимаются ими только 31%; 55% граждан говорят о важности сбережений — но есть они только у 14% россиян.
Интересно, учитывали ли эти данные создатели национальной программы улучшения жизни пожилых (входит в нацпроект «Демография» под названием «Старшее поколение»)? Потому что они явно свидетельствуют о недостатках действующих в РФ институтов: страх стариков перед болью связан с качеством здравоохранения, а недостаток средств — с пенсионным обеспечением. Кстати, как раз накануне Дня соцработника ФНПР напомнила Владимиру Путину о необходимости восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам и вернуть пострадавшим недоплаченные суммы.
Пенсии работающих пенсионеров не индексируются с 1 января 2016 года. Это было сделано для уменьшения дефицита Пенсионного фонда России. Думская оппозиция и сенаторы неоднократно выступали за возобновление индексации страховых пенсий, но эти инициативы не нашли поддержки у кабмина и большинства парламентариев.
Сергей Михайлов
СамолётЪ