Кремлёвские мечтатели. Правительство ради сдерживания цен на продовольствие рушит целые рынки
Накануне органы власти российских субъектов распространили через СМИ сообщение о решении правительства страны частично компенсировать затраты на изготовление и реализацию продукции производителям подсолнечного масла и сахара-песка.
Как отмечается в релизе за подписью заместителя губернатора Вологодской области Виталия Тушинова, всего на компенсации из резервного фонда будет выделено 9 млрд рублей, что позволит сохранить зафиксированную стоимость килограмма сахара на уровне не выше 36 рублей для оптовиков и 46 рублей для розничных покупателей, 1 литра масла — на уровне 95 и 110 рублей соответственно. Трансферты будут распределены между регионами, на территории которых базируются предприятия-производители.
Правилами предоставления выплат устанавливается, что компании-производители, зафиксировавшие цены, получат компенсацию из расчета 10 рублей на 1 литр масла и 5 рублей на 1 кг сахара.
Есть стойкое ощущение, что правительство несколько запоздало со своей компенсацией. Например, в супермаркетах «Лента», принадлежащих череповецкому олигарху Алексею Мордашову, ассортимент которых изрядно поредел с момента начала борьбы государства с ценами в России, не найти сахара дешевле 70 рублей. И не за килограмм, а за 900 грамм.
Справедливости ради надо отметить, что Виталий Тушинов признаёт наличие проблемы, указывая, что несмотря на всю необходимую «работу» («собраны данные по потребностям, информация направлена в Министерство промышленности РФ и Министерство сельского хозяйства РФ»), в торговых сетях региона «наблюдаются определенные проблемы с обеспечением развесным сахарным песком российского производства, реализация которого предусмотрена по фиксированным ценам». «Проблема характерна для большинства субъектов РФ, — отмечает замгубернатора. — И сейчас она решается на федеральном уровне».
Похоже, на федеральном уровне всерьёз считают, что проблема кроется только лишь организации планового распределения в рамках отдельно взятого рынка продовольствия, и её можно решить стимулированием производителей. Логика, похожая на ту, что использовалась для стимулирования работодателей не увольнять персонал в обмен на краткосрочные субсидии в размере одной-двух минимальных оплат труда.
И такое безобразие, по словам Тушинова, продлено по сахарному песку до 1 июня, по подсолнечному маслу — до 1 октября этого года. Несмотря на то, что сахарорафинадной отрасли уже, как мы отмечали, проявляются признаки дефицита, а масложировой грозит стагнацией демпфер, аналогичный тому, что уже действует на зерновом рынке.
Здесь порядок расчета экспортной пошлины на пшеницу уже вызвал сбой в закупках, вопросы к механизму возникают и помимо цены, пишет «КоммерсантЪ». Экспортеры практически прекратили закупки российской пшеницы. Причина — высокая фиксированная экспортная пошлина, введенная правительством ради снижения цен на пшеницу на внутреннем рынке, и переход на новый механизм «плавающей» пошлины со 2 июня. При действующей пошлине в $59 за тонну и цене в Новороссийске порядка $240 «закупать пшеницу не готов никто», говорит источник «Коммерсанта» на рынке. Плавающая пошлина будет ниже примерно втрое. Плавающая пошлина рассчитывается на основе средней недельной цены контрактов, которые экспортеры теперь обязаны регистрировать на бирже, а значит, точно предсказать её заранее невозможно. Это вынудит экспортеров либо переходить на спотовые поставки (что на рынке не принято), либо закладывать неопределённость в цену форвардных контрактов.
Тем временем, пока зерновой и сахарный рынки переживают кризис за кризисом из-за мер правительства по регулированию цен на продукты, правительство готовится расширять эту полюбившуюся ему практику все дальше. Следующее на очереди — мясо птицы. В среду замминистра сельского хозяйства Оксана Лут на закрытом совещании заявила, что в большинстве регионов цены на него за последние 60 дней выросли на 10%. А это даёт правительству право устанавливать предельные розничные цены директивно (а не с помощью добровольно-принудительных соглашений, как в случае с сахаром и зерном). «Решение, наверное, будет приниматься, так как цены растут во всех регионах», — цитирует запись выступления Лут всё тот же «КоммерсантЪ».
Эксперты отмечают, что жёсткое регулирование ради краткосрочного сдерживания цен дестабилизирует целые отрасли, а результат получается смехотворно маленьким. В случае с сахаром всё это затеяно ради 30 рублей на человека в месяц — прямые субсидии малоимущим были бы намного дешевле сплошных ограничений и для государства, и для бизнеса.
Другое дело, что государство «не видит» этих малоимущих и не умеет с ними работать, предпочитая действовать по старинке — через давление на производителей еды.
На фоне подобного рода рыночных «гримас» восходят своеобразные звёзды российского розничного рынка — супержёсткие дискаунтеры. Как подсчитало по итогам 2020 года агентство Infoline, самым быстрорастущим российским ритейлером стала новосибирская сеть «Светофор». Его выручка выросла на 39%, что позволило сети, которая по прошлому году не была в топ-10, выйти на 7-е место в рейтинге крупнейших ритейлеров России. Хуже всего пришлось сетям гипермаркетов — Metro выросла всего на 8%, а «Ашан» и вовсе упал на 11%.
«Светофор» — первое реальное воплощение в России формата мегажёсткого дискаунтера: это магазин-склад с минимумом сотрудников и выкладкой товаров малоизвестных брендов.
Сергей Авдеев
СамолётЪ