Вишенка на торте. В Госдуме предложили штрафовать и сажать за фейки о ценах на продукты
Депутат Госдумы от «Единой России Анатолий Выборный разработал законопроект об уголовной ответственности за сообщения, провоцирующие роста цен на продукты питания. Физлицам по этому закону грозит штраф до полумиллиона рублей или 3 года колонии.
Первыми сообщившие об этой новости «Известия», приводят пояснения автора закона, который хочет привлекать сограждан к уголовной ответственности «за искусственное создание панического спроса на базовые группы продуктов». По мнению Выборного, распространение фейков способно вызвать рост стоимости продуктов или создать их дефицит. «Наживаться на кризисе — цинично. А зарабатывать на умышленном распространении заведомо ложных и недостоверных сведений — не только цинично, но и преступно», — считает депутат.
Инициатива депутата на само деле достаточно хорошо отражает позицию властей страны в «ценовом вопросе», обострившемся с конца прошлого года: они пытаются найти простые административные решения для сложных рыночных проблем, при этом заведомые неудачи желают списывать на происки неких неизвестных вредителей. В последнем случае с уголовной инициативой депутата — на распространителей фейков.
В декабре 2020-го правительство страны объявило комплекс мер для борьбы с ростом цен на несколько категорий продуктов. Производители и торговые сети заключили соглашение о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло. Позже была введена квота на экспорт пшеницы, ячменя, ржи и кукурузы. В данный момент действует экспортная пошлина на пшеницу.
«К сожалению, мы снова видим, как вместо системного решения социальных проблем государство делает ставку на популистские меры, которые привлекают много внимания, имеют очень ограниченный прямой эффект и наносят больше косвенного ущерба экономике, чем приносят пользы», — говорит ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов.
Об одном из самых свежих примеров такого вреда сегодня рассказал «КоммерсантЪ» — он выяснил, что попавшие под прицел ФАС и Минсельхоза торговые сети и производители в добровольно-принудительном порядке решили ограничить оптовую цену тушки бройлера в 145 рублей за килограмм на два месяца. Но, чтобы сохранить объём поставок тушки на прилавки, производители готовы урезать поставки для переработки, и это нанесет удар по интересам беднейших россиян: не секрет, что самая дешевая колбаса делается из курятины, а теперь переработчикам придется закупать свинину.
Весьма показательно, насколько быстро возникают самые неожиданные рыночные дисбалансы при попытке нерыночного контроля цен. Между тем в экономике страны и без того хватает дисбалансов. Один — «определенный дисбаланс спроса и предложения, который оказывает влияние на ценовую динамику» на российском рынке мяса птицы, уже признал Минсельхоз.
Ещё один дисбаланс обнаружил Росстат, который обнаружил, что в 2020 году Россия рекордно нарастила экспорт продовольствия. Экспорт продуктов вырос примерно на 20% и в натуральном, и в денежном выражении, и оказалось, что Россия впервые после распада СССР стала нетто-экспортером продовольствия в стоимостном выражении ($30,7 млрд экспорта против $29,7 млрд импорта). К традиционным главным статьям экспорта (зерновые и масложировая продукция) в условиях роста мировых цен добавилась новая: благодаря открытию китайского рынка для российской говядины и птицы Китай стал крупнейшим покупателем российского мяса.
Ну, а третий и четвёртый дисбалансы — снижение продовольственного импорта из-за продовольственного эмбарго и снижение покупательной способности россиян — государство старается не замечать. Возможно, именно для того, чтобы отвлечь внимание от этих, действительно, сущностных причин снижения доступности продовольствия в стране, и потребовался закон об уголовном преследовании «ценовых фейков».
Илья Неведомский
СамолётЪ