«Бедная Саша — 2». «Пропадёт» ли Александра Трусова?
Впечатление от выступления Саши в Швеции нельзя назвать однозначными. Конечно, бронза мирового первенства — это безусловный успех. Но, с другой стороны, это опять бронза. Александра подтвердила репутацию «вечно третьей», закрепившейся за ней ещё в составе ТЩК Этери Тутберидзе. В том числе и от этой репутации Трусова убегала к Евгению Плющенко. Но, как видим, убежала недалеко. В то время, как и Аня Щербакова и Лиза Туктамышева продемонстрировали явный прогресс в сезоне.
А у Саши была на том же первенстве и полностью проваленная короткая программа, отбросившая её сразу на 12-ю позицию. И произвольный прокат — заявленный по максимуму ультра-си, но исполненный, мягко говоря, не очень хорошо.
После него Татьяна Тарасова, испытывающая давние тёплые чувства к отчаянно смелой Саше Трусовой, с горечью говорила, что ожидала от девушки большего:
«Не понимаю, зачем было идти на пять четверных прыжков. Как бы хорошо было, если она начала прекрасным флипом, но этот сальхов там уже два года стоит, и ни разу она в этом месте его не прыгнула. Наверное, это очень тяжело, она делает всё по-своему. Просто очень жалко, хочется помочь, поговорить, ведь она пропадёт», — цитирует нашего известного, мудрого тренера ТАСС.
Признаемся, и у нас возникло это вот ощущение некоего тупика, ловушки, в которую угодила Трусова в минувшем сезоне, которая сказалась и на её выступлениях, и на её состоянии.
То, что Александра «не проиграла сезон по результатам», как отмечают некоторые комментаторы, довольно слабое утешение. Особенно для такой максималистки, как Трусова, мечтающая быть первой.
Но ведь и заметного прогресса-то нет. Улучшение компонентов и презентации программ, о котором любят говорить в «Ангелах Плющенко», присутствует. Но оно, во-первых, не настолько явно, чтобы получать столько баллов, сколько, Саша получила в Стокгольме. А, во-вторых, не совсем понятно, за счёт чего это достигнуто: за счёт усилий тренерского штаба или просто из-за того, что Саша элементарно повзрослела и стала более женственной?
На прямой вопрос журналистов по окончании чемпионата мира о продолжении работы с Плющенко Александра ответила, что её сейчас «всё устраивает», пока менять она ничего не собирается. Вот эти «сейчас» и «пока» заставляют догадываться о том, что в душе у девушки сейчас нет полной гармонии и удовлетворения. Что Саша сейчас находится в состоянии переосмысления всего, что произошло в минувшем сезоне, начиная с самого ухода из «Хрустального». Переосмысления всего, что было потеряно и приобретено.
Главное приобретение — статус первой звезды в академии Плющенко, со всеми полагающимися плюсами, включая и право голоса в решении собственной судьбы. Плюс, были удовлетворены упрямство, о котором говорит Тарасова, и амбиции Трусовой, желающей во чтобы то ни стало исполнять пять четверных в произвольной, стать этаким русским Нейтаном Ченом в юбке. Но переход принёс Александре и новую колоссальную ответственность за результат, которую, похоже у Тутберидзе на Трусову так не наваливали — ни тренеры, ни она сама.
А здесь всё это ужасно давит на совсем юного человека, корёжит, ломает его психику. Это было очень заметно во время трансляций из Швеции. И очевидно, что работа с хорошим психологом сейчас нужна Трусовой едва ли не больше, чем поддержка хороших тренера и хореографа...
Есть ли выход из того кризиса, в котором сейчас оказалась Саша Трусова? Наверняка есть. Но каким он будет и будет ли, сказать однозначно прямо сейчас сложно. Накануне и во время мирового первенства СМИ муссировали имя Рафаэля Арутюняна, воспитавшего того же Чена, Мишель Кван и ещё целое созвездие чемпионов фигурки, в качестве возможного будущего наставника Трусовой. Ренат Лайшев постоянно зовёт Сашу обратно в «Самбо-70».
Вероятно, появятся и другие варианты. Выбор — за самой Сашей, которая, с одной стороны, доказала право решать, как и куда ей двигаться дальше. А, с другой, явно нуждается в помощи и поддержке со стороны.
Сергей Бесков
СамолётЪ