«Северсталь» и ФосАгро в тридцатке «чистых». Компании попали в первый экорейтинг Forbes, составленный по международной методике
Об этом Forbes упоминает в самом начале комментария к своему рейтингу, напоминая, как в конце 2020 года международный инвестфонд PIMCO отказался участвовать в размещении облигаций «Российских железных дорог» (РЖД) на 25 млрд рублей, объяснив свое решение тем, что более половины грузоперевозок компании приходится на карбоновый груз — уголь и нефтепродукты. За последние годы зеленая повестка проделала внушительный путь — она влияет на таможенную и налоговую политики, инвесторы смотрят на ESG-рейтинги (environmental, social and governance) компаний не менее пристально, чем на отчеты о прибыли и убытках.
Победителем по совокупности оказался российский Mars, перерабатывающий большую часть отходов, на втором месте — сокращающий потребление бумаги и развивающий альтернативную энергетику Сбербанк, на третьем — X5. Но большая часть рейтинга состоит из больших промышленных компаний, которые наносят ущерб природе своей деятельностью и вынуждены управлять этим ущербом. По словам аналитиков Forbes место в рейтинге показывает, кто из них тратит больше усилий на компенсацию вреда природе.
Например, пятое место досталось «Росатому» за участие в утилизации атомных подлодок.
«Северсталь» — на 22 месте. По показателю «снижение вреда» она получила 41 балл, по показателям «Экологическая политика» и «Использование ресурсов» — по 64,4 балла. Эксперты поставили компании ещё 20 баллов. Общий результат компании Алексея Мордашова, которой руководит Александр Шевелёв — 47,7 балла. Это, кстати, лучше, чем у IT-гиганта «Яндекса», который занял 23 место с результатом в 47,5 балла.
Что касается «Северстали», то эксперты отметили её успешную работу по сокращению вредных выбросов. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» у компании есть обязательство до 2024 года обеспечить сокращение выбросов более чем на 66 000 т. Для сравнения: в 2019 году выбросы группы составили 493 600 т. В конце 2020 года «Северсталь» выбрала для работы несколько участников акселератора экостартапов GreenTech Startup Booster, в частности проект по замене традиционного угольного сырья на биококс.
ФосАгро, возглавляемое Андреем Гурьевым (младшим), заняло 24-ю позицию рейтинга, тоже оказавшись выше некоторых компаний из отраслей, считающихся более экологически нейтральными, например, пивоваренной компании «Балтика» (пищепром) или общепита («Макдоналдс»).
За «снижение вреда» крупнейший российский производитель минеральных удобрений получил 30,7 балла, за «экологическую политику» — 71,3, а за «использование ресурсов» — 76,8 балла. Эксперты дали ещё 10 баллов. Общий итог — 47,2.
Отрыв от «Северстали» совсем небольшой и в большей степени объясняется более высокой оценкой снижения вреда металлургов, которое всегда заметнее, когда происходит с более низкой базы.
В комментарии к рейтингу Forbes напоминает, что «Фосагро» может стать бенефициаром так называемого антикадмийного регулирования — с 2020 года в Евросоюзе ограничивается оборот удобрений с высоким содержанием тяжелых металлов, например кадмия, мышьяка и свинца. «Фосагро» уделяет много внимания вопросам устойчивого развития, отмечает Семен Калмыков из Bellona. В 2021 году комбинат «Апатит» начал закупать электроэнергию у гидростанций ТГК-1, закрыв 60% своих мощностей зеленой энергией.
Экологический рейтинг Forbes, как и недавнее исследование, проведённое Российским институтом директоров (РИД) совместно со «Сбером», показывает: российские компании умеют хорошо формулировать принципы ESG (Environmental, Social, Governance — экологического, социального и корпоративного управления)., в том числе и управления экологическими рисками, разработали соответствующие регламенты и стратегии. Однако не всегда также хорошо у них получается внедрять принципы ESG и контролировать их исполнение.
Олег Федоров, член советов директоров «Алросы» и «Россети Северо-Запад» (дочернее предприятие «Россетей»), говорит, что экология стала по-настоящему важной темой, все компании по всему миру будто получили глобальную директиву, по аналогии с директивной практикой российского правительство для госкомпаний. Российские компании, чьи бумаги торгуются на зарубежных биржах, отреагировали сразу. Многие из них — в рейтинге экологической ответственности.
Сергей Михайлов
СамолётЪ