Бизнес призвали не ждать решений «извне». Череповецкий Союз промышленников и предпринимателей подвёл итоги ковидного года
Особенно отчётливо это проявилось в истории с отменой единого налога на вменённый доход (ЕНВД), которую государство с почти маниакальной последовательностью довело до конца, игнорируя слёзные просьбы малого бизнеса, и без того едва сводящего концы с концами в условиях падения оборотов и спроса. И это притом, что инициировавший отмену федеральный центр не получает с «малых» предпринимателей ни копейки. Это местные бюджеты теряют доходы, о которых так печётся ФНС в лихорадочных поисках новых возможностей для перевыполнения своих фискальных планов. Но местные бюджеты-то как раз готовы потерять в доходах, но сохранить бизнес, а в месте с ним рабочие места и социальную стабильность. На региональном уровне лоббистам МСП из СППВО удалось убедить власти снизить процентную ставку по упрощенной системе налогообложения (практически единственная приемлемая альтернатива ЕНВД) в зависимости от способа расчёта налога — с 6% до 2% и с 15% до 5%.
Но это — региональная власть. Для федеральной власти, которая на треть формирует госбюджет из нефтегазовых доходов, а ещё треть добирает из государственных и квазигосударственных компаний, малый и средний бизнес является некой «обузой», создающей одни проблемы и беспокойство. На самом деле, похоже, МСП только мешает серьёзным государственным людям из министерств и крупного бизнеса заниматься серьёзным делом — формировать бюджет, а потом осваивать бюджетные средства к вящему удовольствию заинтересованных сторон в рамках крупных госзаказов. Плюс-минус миллион ИП для государства — не предмет для головной боли.
А минус ожидается весьма серьёзный. По словам уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой, «пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и индивидуальных предпринимателей от общего числа 6,05 млн, т. е. до 67% малых, средних и крупных предприятий и ИП». А глава Счетной палаты Алексей Кудрин предполагает, что до трети компаний с учетом второй волны коронавируса могут закрыться: «Может быть, это даже минимум», — говорит Кудрин.
Это результат государственного равнодушия к МСП, федеральные меры поддержки которого не удались почти ни в чём. Перечень пострадавших отраслей, составленный ещё в начале апреля, оказался не точным, а его применение построено на соответствии предприятий конкретным ОКВЭД, что часто лишает их права на получение поддержки. Банки во многих случаях саботировали программу льготного кредитования на выплату зарплаты. С налоговыми послаблениями, похоже, тоже погорячились — ФНС активно блокирует счета малых предприятий за несвоевременную уплату налогов, в том числе за периоды «нерабочих дней». Суммы, выделенные на поддержку каждого отдельного предприятия, тоже не идут ни в какое сравнение с программами поддержки в других крупных экономиках мира. Бизнес фактически оставлен один на один с арендодателями. Хорошо, если, как в Вологодской области, на уровне региона удалось договориться о компенсации арендодателям, снизившим на 50% ставки аренды для бизнеса, в виде льготы по налогу на недвижимость. Единственное, что действительно пока работает, — это мораторий на банкротства.
А вот местные власти действительно заинтересованы в малом бизнесе: он сегодня для них и главный налогоплательщик, и уже главный работодатель, и надежда на будущее развитие. Вот только, к сожалению, на местном уровне власть может сделать для МСП не так много, как хотелось бы. Но то, что может — делает.
Показательным было выступление на итоговом заседании СППВО его бывшего председателя, а сейчас мэра Череповца Вадима Германова, поддержавшего идею предпринимателей о создании «бизнес-совета» Череповца:
«Мы заинтересованы в открытом, а главное, в честном диалоге с бизнесом — заявил Германов. — Будем оперативно обмениваться обратной связью и решать наболевшие вопросы. Ведь если вы не скажете — мы не узнаем. Уверен, что, объединив усилия, мы можем сделать наш город намного лучше. Тем более, что мы видим неравнодушие предпринимателей и их готовность участвовать в создании комфортной городской среды. Отличный пример подал Череповецкий фанерно-мебельный комбинат. За собственные средства установили новые остановочные комплексы в Северном районе города».
В качестве поддержки предпринимателям город со следующего года запускает проект по работе с муниципальными подрядчиками, который будет реализовываться в трех направлениях. Как рассказала директор АНО «Агентство Городского Развития» Оксана Андреева, город будет регулярно информировать предпринимателей об актуальных муниципальных заказах. И наладит обратную связь, чтобы бизнес мог предлагать муниципалитету свои «инновационные» идеи по развитию города в разных сферах.
Идея муниципального подряда — развитие уже действующего проекта «Северстали» «Синергия роста», к которому в уходящем году присоединились ещё несколько крупных компаний, таких, как ФосАгро и ЧФМК.
Все они, как надеется председатель Череповецкого городского отделения СППВО Дмитрий Зайцев, в следующем году будут «стабильно повышать уровень закупок у МСП Вологодчины». В том числе, благодаря акселерационной программе «Концепция роста», инициированной АНО «Мой Бизнес», компанией «Северсталь» и СППВО. Зайцев назвал проект «университетом» для МСП, призванным помочь компаниям «подготовиться и лучше соответствовать высоким требованиям металлургического холдинга».
Впрочем, в СППВО отдают себе отчёт в том, что возможностями и «Синергии роста», и муниципального заказа смогут воспользоваться лишь немногие представители МСП, составляющие 70% членов СППВО.
Остальным придётся в это непростое время как-то выкручиваться самим. Возможно, именно поэтому президент СППВО, директор по ремонтам дивизиона «Северсталь Российская сталь» и ресурсных активов Сергей Добродей призывал бизнес «не ждать решений извне, а проявлять активность самим».
Юрий Антушевич
СамолётЪ