Жертвы системы. Почему сегодня россияне становятся идеальными объектами для манипуляций мошенников
В торговом центре одного крупного промышленного города полицейские обратили внимание на пожилую женщину, которая нервно разговаривала по телефону и пыталась внести деньги через банкомат. Дама явно была взволнована. Полицейские разговорили пенсионерку. Выяснилось, что с утра ей звонит некая девушка, представившаяся сотрудницей правоохранительных органов и объяснившая: чтобы обезопасить себя от дистанционных мошенников, нужно оплатить некие квитанции. За полдня пенсионерка успела перевести на разные счета пости все свои сбережения. В торговом центре женщина должна была перевести мошенникам последние 24 тысячи рублей, которые откладывала на похороны. Пострадавшей 80 лет, близких родственников нет, мошенники просили ни с кем не советоваться.
36-летней работнице одного из крупных предприятий позвонила неизвестная и представилась сотрудницей банка. Женщина сообщила, что мошенники пытаются оформить кредиты на ее имя. Для отмены операций необходимо подать заявки в нескольких банков на получение кредитов. После того, как потерпевшая выполнила это требование, её стал консультировать мужчина: говорил, в каких банках брать кредиты и куда переводить деньги. «Консультант» сам заказал на имя череповчанки кредитную карту и сделал онлайн-заявку на получение займа.
За 10 дней злоумышленники убедили женщину оформить кредиты в четырех банках и перевести на разные счета порядка 1 миллиона 955 тысяч рублей.
Это — типичные истории дистанционных мошенничеств, число которых в России за 8 месяцев текущего года выросло на треть — до 218,5 тысячи. Как правило, жертвами мошенников становятся либо пожилые россияне, либо люди среднего или даже молодого возраста, но являющиеся работниками крупных компаний.
Главное, что их отличает — это законопослушность, безусловное доверие государству и своему работодателю, заботам которых они привыкли доверять вплоть до определённой степени инфантилизма. Доверие этих людей государственным структурам или своей корпорации настолько велико, что блокирует критическое восприятие действительности.
Они безусловно верят телевизионным пропагандистам, а на выборах голосуют за тех кандидатов, которых советует начальство. То есть это идеальные граждане существующего в стране государства. Впрочем, многих из них воспитало даже не действующее государство, а то, наследником которого оно себя официально считает — СССР. Въевшиеся в плоть и кровь многих советских людей паттерны патернализма и послушания сегодня продолжают с успехом воспроизводиться уже в новых поколениях россиян.
Государству это на руку — позволяет манипулировать населением в своих целях — для формирования послушных органов власти или изменения Конституции.
Но, оказывается, не одно только государство испытывает желание ловить рыбу в мутной воде дремучего сознания российских подданных. Расплодившимся в последнее время в стране мошенникам даже ничего придумывать не нужно — достаточно просто уверенно имитировать манеру поведения чиновников. Этого оказывается достаточно, чтобы в голове у жертв включалась нужная кнопка и они, как слон из детского мультика, теряли волю при знакомых звуках «флейты».
Единственным способом обуздать этот лавинообразно распространяющийся процесс было бы изменение парадигмы взаимоотношения власти с населением начиная со школы, где нужно воспитывать самостоятельно и критически мыслящих людей. С ними мошенникам «работать» гораздо сложнее. Но сложнее придётся и государству, которое, доверившись искусным манипуляторам, давно разучилось что-то реально объяснять и доказывать населению. Для него менять правила игры даже для защиты пенсионерских кошельков — то же самое, что пилить сук, на котором держится власть.
Поэтому она вряд ли добровольно будет что-то менять, несмотря на крокодиловы слёзы российских чиновников по поводу повсеместного засилья мошенников. Если перемены и начнут происходить, то скорее по уже однажды испробованному «советскому» сценарию — когда от «подгонки» правового поля к реалиям жизни верхними уровнями властной пирамиды, внизу окончательно разуверятся в то, что эти верхние уровни работают на страну, а не на сохранение собственных властных позиций и личностных интересов.
«Советскому» проекту на это потребовалось 70 лет. И бог весть, сколько времени для того же самого потребуется имитирующему его новому российскому «проекту».
Илья Неведомский
СамолётЪ