Рубеж перейдён. Как власть и народ будут спасаться от коронавируса и друг от друга?
Вице- премьер Татьяна Голикова ещё в тот день, когда количество новых заражений впервые с мая превысило 9 тыс. поставило россиянам ультиматум, заявив, что у них сейчас нет выбора — нужно соблюдать предписания властей. «У нас с вами нет выбора: либо мы соблюдаем все те меры безопасности, которые предписаны врачами, и тем самым снижаем нагрузку на коечный фонд, либо мы идем в самоизоляцию, чего мы допустить не хотим, не будем, и не собираемся. Поэтому и обращаемся к уважаемым гражданам, чтобы все меры безопасности были соблюдены», — процитировали Голикову «РИА Новости».
В отличие от россиян, у властей страны и её элиты выбор есть.
Путин «в домике»
Российский президент сделал (или сделала за него ФСО) выбор в пользу практически тотальной изоляции. Естественно, она ни в какое сравнение не идёт с самоизоляцией рядового гражданина с семьёй и собакой в тесноте малогабаритной городской квартиры.
Владимир Путин поочерёдно изолируется на территории своих загородных резиденций — подмосковной в Ново-Огарёво и в сочинском «Бочаровом ручье».
Источники издания «Проект» говорят, что всем, кому предстоит оказаться рядом с главой государства, невзирая на регалии и возраст приходится отбывать очень строгий двухнедельный карантин. Для верховного карантина есть, как минимум, три места — под Москвой и на юге России.
При этом исключение не делается ни для кого — ни для глав супергоскорпораций, таких, как Алексей Миллер, ни даже для глав государств. Последним, кто проходил карантин перед встречей с Путиным, был президент Белоруссии Александр Лукашенко. Топ-менеджер одной из госкорпораций рассказал, что его встреча с главой государства еще только планируется, но ему уже позвонили из Кремля и предупредили — две недели придется сидеть взаперти, но где именно — пока не уточнили. Единственное послабление — высшим чиновникам и таким деятелям, как Лукашенко предоставляют право выбора места для изоляции.
Со всеми остальными президент общается либо по видеосвязи, либо на очень большом расстоянии, как это было, например, с членами Совета Федерации, которые во главе с Валентиной Матвиенко 23 сентября встречались с Владимиром Путиным, не приближаясь к нему.
Естественно, что такой режим не предусматривает общения президента с представителями СМИ — на мероприятия кроме личного оператора, фотографа государственного ТАСС и съемочной группы ВГТРК (которые вынуждены фактически жить в изоляции рядом с президентом) не допускают вообще никого.
Укол по блату
С такой комфортной «самоизоляцией» Путин может торопиться делать себе прививку от коронавируса и спокойно наблюдать, как прививаются другие. Например, дочки или чиновники, которые ещё летом, как выясняется, бросились делать себе уколы от опасной болезни тогда. У рядовых граждан такой возможности ещё не было.
Официально испытание вакцины от коронавируса началось в России в середине июня — для первых двух этапов понадобились всего 76 здоровых добровольцев в возрасте до 60 лет. Но фактически представители элиты получили свободный доступ к вакцине ещё в апреле. Об этом тут же сообщило агентство Bloomberg, не называя конкретных фамилий. А 11 августа сам президент Путин дезавуировал опровержение публикации со стороны чиновников, заявив о регистрации в России вакцины и признал, что его дочь к тому моменту уже успела сделать себе прививку.
После регистрации препарата о сделанных прививках официально сообщили мэр Москвы Сергей Собянин (он подчеркнул, что этим действием агитирует за вакцинацию простых граждан), министр обороны Сергей Шойгу, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, совладельцы компании «ФосАгро» отец и сын Гурьевы...
На самом деле желающих привиться и привитых от ковида представителей элиты было намного больше. Условия каждый выбивал как мог: кто-то договаривался уколоться «просто так», кто-то вошел в группу добровольцев, а кто-то даже платил деньги, как источник того же «Проекта», который, по его словам, отдал за прививку 30 000 рублей, договорившись через Минздрав.
Естественно, такие договоренности незаконны и даже подпадают под действие Уголовного кодекса. Но привитым чиновникам, бизнесменам и селебрити ничего не грозит, единодушны юристы: дело заведут только если будет доказано, что от прививки у пациента развились осложнения.
Укол по принуждению
Теперь, с началом осени и с новой волной коронавируса, следует ожидать, что власти и находящиеся с ними в контакте «по противодействию коронавирусной инфекции» руководители крупных предприятий будут настаивать на массовой вакцинации населения.
При этом нет угрозы, что вакцинация будет разорительной. «Вакцинация от новой коронавирусной инфекции в нашей стране проходит бесплатно: в рамках пострегистрационных клинических исследований или в рамках гражданского оборота. Во втором случае приоритетно вакцинируются граждане, входящие в группу риска, прежде всего медики и учителя. Вакцинация проходит исключительно добровольно. Вакцина на коммерческий рынок не поступала. Вакцинация на платной основе невозможна», — цитирует Forbes официального представителя Минздрава.
Просто велика вероятность, что никто не будет спрашивать, есть ли у подчинённых бюджетников или работников компании желание получить укол или опасение, что плохо проверенная вакцина может быть пагубной для здоровья.
Из разных бюджетных учреждений страны уже начинают поступать сообщения о готовящихся массовых вакцинациях. А Reuters узнал об отказе от вакцинации сотрудников государственных СМИ — агентства «РИА Новости» и холдинга ВГТРК, — которым предложили сделать прививку бесплатно и вне рамок клинических испытаний.
Похоже, это только начало — российское руководство, напуганное новой волной коронавируса, полно решимости привить как можно большее число людей. В конце концов, государству это может обойтись гораздо дешевле, чем новый жёсткий карантин, который не перенесут ни экономика, ни госбюджет...
Сергей Михайлов
СамолётЪ