Голос крови. Российские сенаторы защитят «ячейку общества» от опеки и смены пола
Авторы законопроекта предлагают закрепить определение основных понятий Семейного кодекса, исходя из двух основных принципов — презумпции добросовестности родителей и права ребенка жить в родной семье.
Поправки подготовлены с учетом недавних изменений в Конституцию, где, в частности, теперь закреплено понятие брака «как союза мужчины и женщины» и приоритет отдан воспитанию ребенка в семье.
В законопроекте предполагается закрепить определения основных понятий Семейного кодекса. Родителями предлагается считать только «кровных мать и отца». И запретить заключение брака между лицами одного пола (в том числе при смене пола) и усыновление ими детей.
Но главный упор сделан на ограничение полномочий органов опеки.
Месяц назад СамолётЪ писал о кошмарном случае, произошедшем с семьей Алены Лихтенвальд и Николая Саморока из Оренбургской области (поселок Тюльпанный, Домбаровского района). У беременной шестым ребенком женщины органы опеки отобрали четырех малолетних детей. Причем сделали это крайне грубо и агрессивно, не считаясь с протестами родителей, как говорится, «без суда и следствия» скрутили мать, надели на неё наручники, а детей вытащили из дома... История стала известна благодаря тому, что семья, видимо, «подготовилась» и установила в комнате видеорегистратор. Затем видео попало в общественное пространство, где наделало много шума.
В случае принятия поправок, органам опеки будет запрещено без согласия жильцов проверять, в каких условиях живет ребенок. Также будет сокращен перечень оснований, при которых детей можно изъять из семьи.
Елена Мизулина, презентуя законопроект о внесении изменений в Семейный кодекс на заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, в частности, сказала: «Мы предлагаем ввести новую форму в Семейный кодекс — предупреждение родителей, это как наиболее легкая форма ответственности. После чего идет ограничение и лишение родительских прав, ...если не установлено достаточно оснований для ограничения родительских прав». По мнению сенатора, форму предупреждения может утверждать министерство образования.
Но в некоторых случаях вместо изъятия из семьи предлагается механизм временных мер защиты ребенка. Так, на определенный период его могут передать близким. Кроме того, предложено запретить отказывать родственникам в усыновлении ребенка из-за низкого уровня доходов или плохих бытовых условий. «Бедность, плохие жилищные условия, задолженность по оплате ЖКХ, отсутствие регистрации не должны быть основанием для ограничения родительских прав. В этих случаях нужно применять другие меры работы с семьей, оказывать ей поддержку», — пояснила Мизулина.
Итак, отобрать ребенка у родителей можно будет только на основании вступившего в силу решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
Документ устанавливает лишение и ограничение родительских прав как меру семейно-правовой ответственности. Уточняется, что они не будут распространяться на родителей, например, в случае болезни.
В экстренной ситуации, когда родители по каким-то причинам (задержание, госпитализация и пр.) какое-то время не могут исполнять свои обязанности, ребенка должны передать родственникам или близким. Поместить его в спецучреждение имеют право только при отсутствии такой возможности.
Органам опеки запретят отказывать родственникам в усыновлении ребенка из-за низкого уровня доходов или плохих бытовых условий.
Родители имеют возможность оформлять попечительство и опеку над своими детьми на другого человека, если у них есть уважительная причина, например, в случае длительной командировки или болезни. Отказать в назначении человека, которого определили родители, будет нельзя.
Родственников, к примеру, бабушек и дедушек, можно будет привлекать к воспитанию без специальных документов. Поэтому нельзя будет отобрать ребенка у бабушки и дедушки, не имеющих доверенности от родителей.
Отменить усыновление спустя три года после его оформления будет невозможно.
Евгения Васильева
СамолётЪ