Курс рубля подкосил прибыль «Северстали». В первом квартале она уменьшилась в пять раз
Выручка «Северстали» по итогам первых трёх месяцев года по сравнению с последним кварталом 2019 года упала незначительно — всего на 3,3% (с $1,839 млн до $1,777 млн). Более существенным стало снижение в сравнении с первым кварталом прошлого года — на 12,5%.
По-прежнему на очень высоком уровне (одном из самых высоких в отрасли) находятся показатели рентабельности — как операционной (23,9% или — 2,1% к прошлому кварталу), так и рентабельности по EBITDA* (31,2% или −1,6%). Операционная прибыль тоже снизилась не так сильно, как можно было ожидать — до $425 млн здесь «Северсталь» потеряла немногим более 10%.
Таким образом резкое сокращение чистой прибыли и свободного денежного потока (в 5 раз (до $72 млн) и в 2 раза (до $54 млн) соответственно связано не столько с падением цен на сталь, тем более что в значительной степени оно было нивелировано ростом объёмов реализации. Главными факторами снижения, как отмечается в отчёте, стали рост капитальных затрат, возросшая потребность в оборотном капитале на фоне убытков от курсовых разниц в размере $378 млн, главным образом состоящие из убытков от пересчета баланса задолженности, номинированной в долларах, в результате девальвации рубля.
Несмотря на потери, «Северстали» удалось снизить чистый долг в 1 квартале с $1,570 млн до $1,528 млн. Финансовое положение «Северстали» остается устойчивым при коэффициенте чистый долг/EBITDA на уровне 0.6x на конец 1 кв. 2020 года. Это позволяет Совету директоров рекомендовать выплату дивидендов за три месяца, в размере 27,35 рублей на акцию. Тем самым, как отмечается в отчёте, «Северсталь» стремится повысить акционерную стоимость компании.
В сравнении с 1 кварталом 2019 года размер дивидендов «усох» примерно на четверть — тогда на одну акцию приходилось по 35,43 руб. выплат. Притом, что базовая прибыль на акцию упала существенно больше — почти в 5 раз — с $0,45 до $0,09.
Комментируя финансовые результаты первых трёх месяцев года, генеральный директор АО «Северсталь Менеджмент» Александр Шевелёв отметил негативное влияние на рынок вспышки эпидемии COVID-19, случившейся в феврале в Китае, крупнейшем мировом рынке стали. Она привела к жестким ограничениям деловой активности в этой стране, которые затем распространились на страны Европы и Россию.
По словам Шевелёва, ожидания от замедления экономики и снижения спроса на сталь успели вызвать негативную динамику цен на прокат начиная с марта 2020 года. Тем не менее, даже текущий уровень цен значительно выше себестоимости производства «Северстали». Гендиректор признал, что из-за девальвации рубля и сезонного ослабления внутреннего спроса компании пришлось переориентировать часть своих продаж на экспорт. В 1 квартале 2020 года доля экспорта стальной продукции увеличилась до 45%.
В начале 2020 года внутренний спрос на стальную продукцию в России показывал положительную динамику, но на «Северстали» опасаются, что он может снизиться в связи со снижением ВВП России и введением более строгих мер противодействия COVID-19.
Несмотря на сложные условия, «Северсталь», полагает Шевелёв, имеет значительный опыт противостояния различным макро-рискам и умеет работать в условиях повышенной волатильности мировых рынков.
«Мы уже продемонстрировали успешную реализацию наших стратегических приоритетов, контроль над издержками и операционную оптимизацию. Вместе с гибкостью каналов сбыта, широкой продуктовой линейкой, а также устойчивым финансовым положением это позволит нам с уверенностью пройти этот непростой период, и продолжить реализацию намеченных ранее стратегических планов», — заявил генеральный директор компании.
Сергей Авдеев
СамолётЪ