«Надо что-то менять». Депутаты от «Единой России» заметили «системные проблемы» областного здравоохранения
Но для начала небольшая хроника событий. 10 декабря 2019 года на интернет-портале правовой информации был официально опубликован Закон Вологодской области от 6 декабря 2019 года № 4615-ОЗ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Согласно этому документу «бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее — Фонд) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов сбалансирован по доходам и расходам и является бездефицитным». При этом расходы бюджета Фонда запланированы на 2020 год в сумме 17 млрд 488 млн рублей.
31 января 2020 года по инициативе главных врачей депутаты Законодательного Собрания совместно с чиновниками из областного правительства, территориальным фондом ОМС экстренно собираются, чтобы «проанализировать причины недостаточного финансирования лечебных учреждений». Главврач областной больницы № 2 Андрей Пулин заявляет, что тариф на специализированную и стационарную помощь в среднем снизился на 6%, по дневному стационару — на 7%. У больницы нет средств, чтобы повышать зарплату врачам и медсестрам в соответствии с указами президента, оплачивать медикаменты и услуги ЖКХ, стоимость которых растёт.
Участники встречи обмениваются мнениями и решают «продолжить разговор» на заседании депутатской фракции «Единой России».
Проходит ещё месяц, за это время просроченная кредиторская задолженность медучреждений области увеличивается ещё на 13 млн рублей и достигает отметки в180 миллионов. Открывается долгожданное заседание фракции.
Тема кризиса с финансированием областной медицины — не единственная, но «одна из главных» тем встречи. Спикер парламента Андрей Луценко подчёркивает её важность: «Нам важно разобраться в системных проблемах здравоохранения».
Руководитель профильного комитета Законодательного Собрания Людмила Ячеистова докладывает, чем её структура занималась целый месяц — «анализировала причины недостаточного финансирования больниц и поликлиник».
Главная причина — недостатки тарифного соглашения по оплате медицинской помощи в системе ОМС Вологодской области на 2020 год, заключающиеся в дефиците бюджета ТОМС, которого на самом деле нет, как следует из документа, утверждённого ещё в начале декабря 2019 года — три месяца назад. Предложение Ячеистовой то же, что и месяц назад: «необходимо обеспечить финансовую поддержку из областного бюджета».
Это — главное. Кроме того, предлагается установить льготы по налогу на имущество учреждениям здравоохранения, либо предоставлении субсидий на оплату налогов, дать возможность бюджетными учреждениями здравоохранения приобретать медицинское оборудование в лизинг и возобновить практику «кустовых» совещаний с главными врачами (непонятно, с какой целью, СамолётЪ).
Но самое интересное прозвучало в выступлении заместителя губернатора Ларисы Каманиной, которая фактически подтвердила, что проблемы финансирования здравоохранения области носят системный характер: дефицит средств в больницах требовал корректировок областного бюджета и год назад, потребует их и теперь. Вывод профильного заместителя губернатора: «Необходимо рассматривать параметры территориальной программы заранее, перед планированием бюджетного года, чтобы не повторять ошибок». Не повторять ошибок, Карл! Но ведь ошибка уже повторена — бюджет ТОМС уже принят на три года вперёд, и депутаты уже просят внести поправки в бюджет региона на этот год, а впереди ещё два.
Итог заседания фракции правящей партии: «Предложения будут направлены в территориальный фонд ОМС, департаменту здравоохранения для анализа. В федеральный фонд ОМС и губернатору области для принятия решения и дальнейших действий», — резюмировал Андрей Луценко.
То есть депутаты больше года ждали, когда областная медицина окончательно обнищает (что особенно трогательно на фоне восторгов по поводу небывало большого бюджета Вологодской области), чтобы потом свалить ответственность на фонды, правительство и губернатора, и ждать «правильных» законодательных инициатив, за которые нужно будет проголосовать.
Самое печальное, что во всём этом нет никакой сенсации — это типичная для нашей государственной власти любого уровня практика рефлексивного реагирования практически на любые проблемы. О том, чтобы «не повторять ошибок», у нас начинают думать только тогда, когда наделают их в количестве, достаточном для «глубокого» анализа.
Нужно что-то менять. Показалось, что в Кремле услышали наконец этот всенародно поддержанный тезис, когда накануне вечером появились сообщения о якобы готовящемся ребрендинге «Единой России» и её слиянии с ОНФ. На самом деле логичным было бы хотя бы не плодить сущности и объединить в один два органа, способных если не решать проблемы, то лишь обращать на них внимание исполнительных властей. Но нет, уже утром представители руководства «Единой России» гневно опровергли эту информацию. Значит, пока всё так и останется...
Марина Мельникова
СамолётЪ