Судьба депутата. Что происходит с участниками бесконечной гонки лояльности власти
Канаев против Apple
Одним из двух резонансных законов, подписанных накануне президентом Владимиром Путиным, был так называемый «закон против Apple», предусматривающий обязательную предустановку российского ПО на гаджеты, предназначенные к продаже в России. Соавтором законопроекта, представлявшим его коллегам в Госдуме, был вологодский депутат от «Единой России» Алексей Канаев. Защищая законопроект, Канаев говорил о том, что многие пользователи по различным причинам не готовы произвести самостоятельную установку российского программного обеспечения на импортные гаджеты. «Затем и нужны обязательные по закону русскоязычные варианты [ПО — СамолётЪ], чтобы облегчить пользователю жизнь», — подчеркивал депутат. «Мы лишь хотим расширить выбор, — утверждал Канаев: — Это и защита российского рынка, российского разработчика».
По иронии судьбы негативное мнение российских предпринимателей по поводу законопроекта его авторами учтено не было. Проигнорировал письмо представителей бизнеса с просьбой не подписывать закон и глава государства.
Между тем авторы письма президенту — члены Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) и Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) указывали , что вступление закона в силу негативно отразится на развитии отрасли, а также приведет к монополизации в сфере разработки российского ПО. Кроме того, требования закона противоречат принципам Всемирной торговой организации в части создания преференций для российских разработчиков ПО и их исполнение «чревато усилением дезинтеграционных процессов внутри Евразийского экономического союза, снижением деловой активности на рынке бытовой электроники и программного обеспечения», подчеркивает РАТЭК.
По словам профильного чиновника, на которого ссылается The bell, летом в неофициальных беседах говорилось, что главная цель законопроекта — Apple, которую пытаются на уровне закона обязать устанавливать в айфонах и айпадах российские приложения. Но операционная система iOS, которую использует Apple, вообще не предполагает возможности предустановки сторонних приложений.
В РАТЭК высказывали опасения, что новый закон может заставить Apple уйти с не самого большого для компании российского рынка, от чего «пострадают и государство, и пользователи». И, добавим, многие депутаты. Но они, к счастью для себя смогут после 1 июля 2020 года (дата вступления в силу закона) купить технику Apple в зарубежных командировках. А многие россияне — нет.
«LOL» Роберта Шлегеля
В день подписания Путиным «эппловского» закона откровенное интервью «Коммерсанту» дал уже бывший депутат Госдумы, выдвинутый от фракции «Единой России», и комиссар молодежного движения «Наши» Роберт Шлегель.
Когда-то он был даже более ретив и активен в продолжающейся уже двадцать лет российской «гонке лояльности», чем Алексей Канаев. На его счету даже больше резонансных законов, чем у вологодского депутата.
Можно вспомнить, как в 2012 году в качестве члена нижней палаты парламента, Роберт Шлегель проголосовал за «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских детей-сирот гражданами США и работу в России финансируемых из Соединенных Штатов политических и иных некоммерческих организаций, чья деятельность представляет угрозу интересам страны. Документ, названный в народе «законом подлецов» и принятый в ответ на введенный в США «акт Магнитского», вступил в силу в январе 2013 года. Закон назвали в память погибшего 21-месячного Димы Яковлева из Псковской области, которого усыновил американец в 2008 году и оставил одного в закрытом автомобиле на солнце. После вступления закона в силу Шлегель внёс в Госдуму поправку, позволяющую вывести из-под действия нормативного акта детей-инвалидов, однако после её отозвал. «Да, не хватило тогда ума и смелости. Жаль», — ответил он на вопрос «Коммерсанта» о причинах своего решения.
Кроме того, в 2012 году Шлегель обращался в прокуратуру с просьбой проверить телеканал «Дождь» на зарубежное финансирование. По его мнению, СМИ «слишком активно» освещали протесты на Болотной площади и проспекте Сахарова за вознаграждения. Он также вносил на рассмотрение Госдумы законопроект о введении наказания для СМИ за публикации «заведомо ложной информации».
Сегодня Шлегель объясняет, что «ситуация с „Дождем“ была исполнением просьбы коллег, нынешней судьбы которых Шлегель даже не знает. При этом бывший депутат намекает, что мог бы выполнить и больше подобных „просьб“, но не сделал этого. Ему важно не только то, что он сделал, но и „то, чего я не сделал, — и это даже важнее“».
Своё решение покинуть все политические партии и объединения, в которых состоял, и эмигрировать в Германию, где уже три года ведет жизнь частного лица, Шлегель объясняет, во-первых, тем, что он этнический немец, что дало ему законное право на получение германского гражданства без отказа от российского. Во-вторых, изменившимися взглядами и нежеланием продолжать «внутренний конфликт» на фоне общего эмоционального выгорания.
Если это — цена, которую нужно заплатить за то, чтобы оставаться в элите, бегущей, по выражению Андрея Колесникова, впереди тяжко отдувающегося паровоза власти, чтобы встретить его на ближайшей станции с оркестром и хлебом-солью, то молодым продолжателям дела Шлегеля есть, о чём задуматься...
Где записывают в иноагенты?
«КоммерсантЪ» также попросил Шлегеля прокомментировать реакцию пользователей соцсетей на его переезд в Германию. Издание привело в качестве примера пост пользователя, который написал, что «депутат ЕР переехал за границу, а иностранный агент всё равно я». Шлегель ответил на это словом LOL (Laugh out loud — громкий смех).
Пользователь, очевидно, имел в виду также подписанные вчера президентом поправки в закон о СМИ, согласно которым «физическим лицом — иноагентом» можно будет признать фактически любого человека, имеющего трансграничные доходы. В законопроекте сказано, что любой человек может быть признан СМИ — «иностранным агентом», если выполнены два условия: он распространяет информационные материалы, он получает деньги из иностранных источников.
Никаких других дополнительных критериев и объяснений, как будут искать таких СМИ-людей, нет.
В пояснительной записке к документу нет ни слова о том, зачем нужны новые поправки, фактически разрушающие правовой статус СМИ в России, но соавтор законопроекта — сенатор Андрей Клишас рассказал, что новая норма направлена в том числе против владельцев сайтов: «Физические лица, распространяющие информацию среди неограниченного круга лиц в интересах иностранного государства, признанные в установленном законом порядке СМИ-„иноагентом“, будут обязаны маркировать соответствующие материалы».
Авторы поправок говорят, что их принятие — ответ на американский закон об иностранных агентах. Закон США 1938 года действительно распространяется на физических лиц, которые представляют иностранные организации. Но их не приравнивают к СМИ, а пометку «иностранный агент» им надо добавлять, только если такие люди занимаются распространением информации, в которой Минюст США найдет политическую пропаганду.
Илья Неведомский
СамолётЪ