Депутаты на проводе. Госдума ставит интернет под контроль Кремля
Фильтруй контент
Первым, с 1 ноября, вступил в силу закон о суверенном рунете, который позволит Роскомнадзору изолировать российский сегмент сети от интернета. Закон обязывает операторов устанавливать на сетях технические средства противодействия угрозам (ТСПУ), которые позволят фильтровать трафик и ограничивать доступ к запрещенным сайтам. Кроме того, он позволяет Роскомнадзору досматривать трафик, проходящий между клиентом и провайдером, и блокировать доступ к неугодным сайтам без предупреждения. А также требует в скором будущем начать использовать отечественные решения в работе госорганов и при госзаказе. Но главное — разрешает отрезать страну в критической ситуации от остального мира. Этот пункт требует готовности в полной мере к 2021 году, но «учения» по изоляции будут проводиться ежегодно.
Впрочем, пока власти сами не готовы к полноценному введению закона в действие. Сетевой активист Филипп Кулин подсчитал, что из необходимых для запуска системы 28 нормативных актов к 1 октября было принято только пять, хотя по графику все они должны были быть одобрены к августу. Всё еще не решено, каким образом операторы и провайдеры получат оборудование, необходимое для фильтрации трафика, и как оно будет сертифицировано.
Российский суверенный интернет — попытка построить фильтр по примеру китайского, уверен генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. Причём попытка, изначально обречённая на провал, поскольку Россия в силу ряда ключевых технических и социально—политических причин — совсем не Китай.
«Там три оператора контролируют практически всю магистральную телекоммуникационную инфраструктуру и обслуживают порядка 90% всех абонентов, — пишет Брюквин в своей колонке в dp.ru. — В России она как лоскутное одеяло. А в одном кабеле (если говорить про финскую границу) могут быть оптоволокна разных собственников. Второй аспект. В России только на Северо—Западе трансграничных переходов больше, чем во всём Китае. То есть даже проконтролировать интеграцию инфраструктуры в фильтр — очень нетривиальная задача, требующая колоссальных ресурсов и времени. И наконец, сама технологическая ситуация меняется с каждым днем. Фильтр ещё даже не запроектирован, а к закручиванию гаек готовятся все. И весьма успешно — есть уже работающие технические решения, маскирующие трафик, чтобы нельзя было понять, что это — то ли запрещенный „Телеграм“, то ли человек на сайт Первого канала лезет».
Зато подконтрольный государству интернет — самый дешёвый в мире: об этом буквально на днях на Деловом инвестиционном саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) заявил премьер Дмитрий Медведев. «У нас весьма доступный безлимитный трафик среди развитых государств — по стоимости он в девять раз ниже, чем в Японии, в 14 дешевле, чем в США, и в 17 — чем в Республике Корея», — цитирует ТАСС Медведева, указавшего, что главной целью Россия ставит «создание технологий, работающих на благо людей и повышающих уровень их жизни». Какое отношение к благу и уровню жизни россиян имеет тотальный контроль их интернет-трафика не объясняется.
«Яндекс» приговорённый
Как и значение для блага населения России законопроекта депутата Антона Горелкина об ограничении 20% доли иностранцев в значимых IT-компаниях. Необходимость ограничить долю иностранцев в IT-компаниях чиновники администрации президента обосновывают следующей логикой умозаключений: «Яндекс» — крупнейшая в своем секторе компания, ее инфраструктура критически важна для обеспечения социальной стабильности. Если «Яндексу» нужна поддержка властей, он позиционирует себя как национальная компания, но её головная структура находится в Нидерландах, а акции торгуются в США. «Это несправедливо: если компания национальная, то пусть и владеют ею россияне», — цитирует пожелавший остаться анонимным чиновник слова коллеги из администрации президента. При этом критику со стороны бизнеса, указывавшего, что закон подрывает инвестиционную привлекательность отечественного IT-бизнеса и его позиции на рынке, никто слушать не стал.
Покажем «козу» Apple!
Ещё одним забавным законом из «кремлёвского» интернет-пакета стала инициатива, озвученная накануне депутатом Госдумы от Вологодской области, «единороссом» Алексеем Канаевым.
«На пленарном заседании представил коллегам законопроект, обязывающий производителей предустанавливать в стартовый пакет программ электронных устройств программное обеспечение российских разработчиков наравне со своим, — написал Канаев в своём Facebook. — Перечень устройств и программ будет устанавливаться Правительством, ведь предсказать появление новых гаджетов и популярных приложений невозможно, технологии стремительны. Для производителей подобное решение не станет проблемой, некоторые уже сейчас предлагают выбор решений. А для пользователя, особенно не продвинутого, это просто и удобно. Законопроект в первом чтении поддержан практически единогласно».
«Законопроект должен способствовать развитию отечественных IT-компаний, которые производят такие продукты, а также повысить их конкурентоспособность по отношению к иностранным корпорациям», — заявил Канаев уже для «РИА Новости».
С теми самыми отечественными компаниями, о которых так заботится депутат, законопроект не обсуждался, поэтому его авторы едва ли представляют себе последствия инициативы для российского рынка устройств и программного обеспечения.
Поправки, считают эксперты, навредят и производителям, и разработчикам ПО, в том числе российским. Хотя бы потому, что рынок мобильных приложений — чрезвычайно конкурентная среда, которая регулируется потребительским спросом и актуальным предложением новых приложений. Сейчас у российских приложений, конкурирующих с западными, нет проблем на этом рынке, а лучшие из них и вовсе лидируют.
Но вот непрошенная господдержка может сослужить российским компаниям поистине «медвежью» услугу. С появлением директивного списка обязательных к предустановке приложений смысл конкуренции потеряется — компании будут стараться не совершенствовать свои продукты, а всеми способами попасть в список. Который, к тому же, широко откроет дверь для коррупционных угроз.
Одновременно бизнес-модели в России вынуждены будут пересмотреть зарубежные производители гаджетов. Например, Apple, которая принципиально не предустанавливает никакого ПО, кроме собственного. Представители компании уже заявляли, что могут в случае ужесточения требований совсем уйти с российского рынка, который сравнительно мал и не представляет большого интереса. Россияне, включая депутатов, рискуют остаться без айфонов — приобретать их придётся за рубежом или у серых дилеров.
Пост депутата Канаева, кстати, вызвал неоднозначную реакцию и на его «малой родине» — в Череповце, местный предприниматель Леонид Хинский так прокомментировал новый законопроект: «Лично я пользуюсь Яндексом... без Ваших указаний в форме Закона.. это делается с любого гаджета... Ваша опека наших IT-компаний скоро прикончит тот же Яндекс. В этом и есть идиотизм... то, что со мной предсказуемо не большая беда... беда в том, что предсказуемо с ГД и Вами...Займитесь же наконец полезным делом, за деньги налогоплательщиков. Удачи!»
Впрочем, было бы не совсем правильно обвинять лично Канаева или даже его думских коллег в особой злонамеренности. Разве что в неспособности сопротивляться давлению администрации президента, которая и была главным инициатором принятия упомянутых законов. Три федеральных чиновника и два эксперта из институтов, участвующих в подготовке отзывов на законопроект, на условиях анонимности заявляли, что чиновники администрации президента — от ее замглавы Сергея Кириенко до руководителей профильных управлений — за последние месяцы не раз обращались к чиновникам правительства и различных министерств с просьбой поддержать законопроекты. Мало того — администрация президента просила воздержаться от его публичной критики.
В такой ситуации депутатам, похоже, остаётся только импровизировать, как сделал тот же Канаев, отвечая череповецкому предпринимателю: «Скучно с вами стало, Леонид Давидович... предсказуемо)».
Сергей Михайлов
СамолётЪ