С писаной турбиной. Алексей Мордашов хочет поставить «Силовые машины» поперёк рынка
Алексей Мордашов теперь существенно реже приезжает в родной Череповец, где расположен главный завод его многопрофильной империи. Как объясняют знающие люди, у Алексея Александровича сейчас много забот. Главные — недавно купленная сеть супермаркетов «Лента» и питерские «Силовые машины».
У последних, похоже, проблем существенно больше. Они начались ещё два года назад, когда вопреки условию, запрещающему использование оборудования в подсанкционном Крыму, в контракте между ООО «Сименс технологии газовых турбин» с ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», заключенном в 2015 году, турбины, произведённые этим СП Siemens и «Силовыми машинами», были поставлены для строящейся на полуострове ТЭС.
Такой вариант «импортозамещения» отрезал компанию Мордашова от значительной части внешних рынков. А какой-либо компенсации внутри страны предприниматель не получил до сих пор.
СамолётЪ уже рассказывал о том, как попавшие под санкции Минфина США «Силовые машины» из совместного предприятия пытался вытеснить «Газпром энергохолдинг», руководство которого не верило в способность российской компании самостоятельно создать конкурентоспособную газовую турбину.
Тем не менее «Силовые машины» уже больше года всячески стараются заблокировать профильным иностранным компаниям доступ к российскому рынку. Например, в письме к первому вице-премьеру Антону Силуанову от 29 ноября 2018 года «Силовые машины» просили правительство запретить ввозить в РФ отдельные виды продукции энергомашиностроения иностранных производителей, прежде всего США. В апреле компания поднимала вопрос о том, чтобы правительство обязало иностранцев, входящих в СП с российскими компаниями, снизить долю ниже блокирующей. В итоге правительство разрешило иностранцам владеть не более 50%.
В очередном письме в правительство, о котором накануне стало известно «Комменсанту», «Силмаш» просит правительство отказать Siemens в заключении специнвестконтракта (СПИК), опасаясь, что иностранцы смогут до 2023 года отгружать готовую продукцию со складов, тем самым забирая у «Силовых машин» часть заказов. Владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов просит правительство не заключать СПИК также и с производителями ГТБМ, в которых есть доля у нерезидента РФ. Аналитики уже назвали опасения Мордашова «чрезмерными», поскольку на компании, заключившие СПИК, распространяются требования по локализации.
Российские и иностранные машиностроители пытаются наладить производство ГТБМ в РФ, синхронизируя это с программой модернизации старой генерации, которая должна дать сбыт таким машинам. На заключение СПИК претендует, в частности, СП Siemens и «Силовых машин» — «Сименс технологии газовых турбин», где у немецкой компании 65%. СПИК — соглашение государства с инвестором, по которому тот обещает осуществить инвестиции в обмен на неизменность налоговых условий. 2 июля Siemens подавала заявку в Минпромторг, пообещав вложить в локализацию машины SGT5-2000E около 1,16 млрд руб., но министерство её отклонило.
Мордашова, видимо, смущает тот факт, что при заключении СПИК допускается трёхлетняя отсрочка по локализации. Он, похоже, опасается, что в этот период возможна поставка готовых турбин, не отвечающих требованиям полной локализации, с зарубежных складов: речь идет о 20 газовых турбинах Siemens до 2023 года. Из-за этого, утверждается в письме, российская компания окажется «в заведомо проигрышной ситуации», а реальной целью СПИК для иностранцев, прежде всего Siemens, является «не локализация производства», «а захват рынка на отборах проектов модернизации и разрушение программы создания производства российских газовых турбин». Поэтому требования по локализации нужно сохранить, «не давая возможности обходить их через СПИК».
Siemens же обещает локализовать газовую турбину SGT5-2000E не менее чем на 90% к 2023 году.
В Минэнерго на запрос «Коммерсанта» дали уклончивый ответ, сообщив, что заинтересованы в развитии российской промышленности, в том числе через трансфер зарубежных технологий за счет локализации иностранного производства. При этом министерство «не классифицирует производителей», добавляя, что ключевой интерес — это технологии.
По мнению аналитиков, считающих «чрезмерными» опасения хозяина «Силовых машин», поскольку «у государства есть механизмы контроля, зафиксированные в СПИК», главной проблемой для машиностроителей (и отечественных, и зарубежных) сегодня является объём российского рынка. А он, по мнению старшего аналитика по электроэнергетике Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрия Мельникова, в ближайшие годы «представляется незначительным как для создания „российской ГТУ“, так и для полной локализации импортной машины».
Правительству же всё-таки придётся определиться, что делать с газотурбинным машиностроением: предоставлять поддержку (например, субсидии на НИОКР) только отечественным инвесторам, защитив их от внешней конкуренции, либо поддержать через СПИК и других инвесторов, тем самым поощряя конкуренцию. И пока неочевидно, каким будет окончательное решение...
Сергей Авдеев
СамолётЪ