Люди бедные и несчастные
Будущее Вологодчины светло и прекрасно – это однозначно следует из программы социально-экономического развития области до 2013 года, одобренной на прошлой неделе депутатами Законодательного Собрания. Однако пути к этому будущему – смутны и неопределенны, а бюджет следующего года, который, возможно, будет принят теми же депутатами 8-го декабря, уже обозначен, как «бюджет выживания».
Злые языки уже заговорили о том, что, мол, правительственным чиновникам не плохо бы самим следовать этим простым правилам… Тем не менее, в вологодском правительстве рекомендациям вняли. И получили удивительные по оптимистичности результаты.
Как следует из трехлетней Программы, Вологодчину ждет «устойчивое социально-экономическое развитие». Валовой региональный продукт к 2013 году вырастет в 1,2 раза (в сопоставимых ценах), то есть на 20% или более чем на 6% ежегодно. Очень смелый прогноз, существенно превышающий те же параметры в целом для России. Столь же существенно должно увеличиться промышленное производство. Среднедушевой денежный доход вместе со среднемесячной заработной платой должны вырасти на 30%, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшиться до 14,5% - это ниже, чем в докризисном 2007 году (14,8%). Кроме того, в 2011-2013 годах должно быть создано 22600 рабочих мест.
Перспектива, безусловно, захватывающая. Однако не очень понятно, на чем она основывается, за счет чего будет достигаться.
На что рассчитывает область? На планы развития «Северстали», мечтающей к 2015 году войти по доходности в пятерку лидеров мировой металлургии? При всем уважении к металлургам, параметры их движения к амбициозной цели еще только в стадии формирования. К тому же надо учитывать и особенности весьма нестабильного, подверженного циклическим спадам рынка металлов. Может быть, выручат химики? Но они все еще не могут разобраться с ценами на газ – их безудержный рост вот-вот готов поставить эту отрасль на грань рентабельности. Явная стагнация наблюдается в лесной отрасли, в сельском хозяйстве. О машиностроении мы уже не говорим.
Громкие проекты областных технопарков? Но в парке «Шексна» пока один только трубопрофильный завод все той же «Северстали», способный дать бюджету лишь менее процента дополнительного ВРП. В Соколе вообще еще ничего не построено…
Разительным контрастом трехлетней программе стратегического развития стал бюджет ближайшего года, который сами депутаты уже окрестили «бюджетом выживания». Отягощенная почти трехмиллиардным долгом, область не планирует повышения зарплат бюджетников, строительства новых детских садов и школ. Все предложения подчинены оптимизации вплоть до таких предложений, как «уплотнение» сельских школ с переводом туда детских садиков, библиотек, домов культуры, что, к примеру, предлагает депутат от фракции «Единая Россия» Татьяна Никитина. Другой вариант – очередная попытка «подоить» бюджет федеральный. Скорее всего, появление в бюджете области (в условиях жесткой экономии) новых программ («Безбарьерная среда», «Вода Вологодчины», программа энергосбережения и энергоэффективности) связано именно с расчетом получить под них дополнительное федеральное финансирование.
Конечно же, не принимать главный финансовый документ области нельзя, в этом можно согласиться с председателем ЗСО Николаем Тихомировым. Можно согласиться со спикером областного парламента и в том, что взгляд в будущее Вологодчины должен быть «оптимистичным».
Но у документа и оптимизма должны же быть не только декларации, а и основания. Собственно, об этом и говорили на последней сессии главные критики Программы и бюджета – депутаты-коммунисты. «При разработке документов стратегического планирования должны быть определены источники финансирования, - говорит депутат Сергей Потапов. - Никаких денег мы не увидели. Каждое мероприятие должно характеризоваться целью, конкретным планом действий. Отвечает этому программа? Нет».
О том же самом Сергей Николаевич говорил уже в Череповце, на заседании общественного дискуссионного клуба, участники которого тоже ломали голову над проблемой: где области и городу найти новые источники роста и доходов? Неофициально, конечно, но Потапов высказал мнение о том, что у губернатора и областного правительства есть ощущение тупиковости либерального подхода к экономике, они открыты для любых конструктивных предложений в этой сфере.
Похоже, что на какой-то срок все пиаровские, но слабоэффективные проекты, вроде «Родины Деда Мороза» уходят на второй план. На повестке дня – поиск новых точек роста и, прежде всего, в традиционной сфере промышленного производства. Грубо говоря, Вологодчине, чтобы не просто выжить, а продолжать развиваться, нужны новые активы в размере одной трети нынешней череповецкой «Северстали»…
Увы, не все здесь зависит от самих вологжан и череповчан. Многие местные проблемы завязаны в тугой узел на самом верху государства российского. Об этом напомнил посетивший в эти же дни Череповец депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Константин Ширшов. Для Ширшова, члена комитета ГД по промышленности (в котором он работает вместе с череповчанином Георгием Шевцовым), многие «тонкие» вопросы государственной экономической политики отнюдь не являются «секретом Полишинеля».
Так существующий в стране межбюджетный дисбаланс, при котором практически все налоговые средства достаются федеральному центру и лишь чуть-чуть – регионам, представляется необходимым дополнением политической «вертикали». Финансовый «поводок» позволяет Кремлю держать в «узде» губернаторов, а тем – мэров подвластных им городов.
Но и это, говорит Ширшов, еще не все. Экономическому росту мешает установленная в стране высокая ставка рефинансирования, «введенная, как нам объяснили, чтобы обезопасить страну от спекулятивного капитала». В результате оставили страну практически вообще без инвестиций. Денег у банков, как у дураков фантиков, но они, во-первых, дорогие, а, во-вторых, короткие.
- Вторая причина, по которой в России невозможно ни создавать, ни развивать промпроизводство, - говорит Константин Владимирович, - стоимость энергоресурсов. Простое сравнение – при себестоимости киловаттчаса электроэнергии в 6 копеек, его стоимость для конечного потребителя-предприятия – 6 рублей. Мы неоднократно предлагали законодательно закрепить энергетическую «накрутку» на уровне 100%, т.е. 12 копеек за кВт, но, ни в правительстве, ни в «партии власти» нас не поддержали.
При таком подходе сложно говорить о реальной модернизации. Владельцам крупного бизнеса нет большого резона вкладываться в новую технику. Проще, как предлагают в РСПП, туже затягивать гайки трудовой эксплуатации, вводя, к примеру, 60-ти часовую рабочую неделю…
Ощущение определенного застоя, в который вошла страна, во всяком случае, в своем экономическом развитии, возникает не только «на местах», но и в верхних эшелонах власти. Об этом уже начинает говорить даже президент, который внезапно начинает проявлять «сверхлояльность» к оппозиционным партиям. В ответ на прямой вопрос о том, что он думает о президенте, депутат Ширшов также прямо ответил:
- Президент – несчастный человек. Ни одно его распоряжение, которое касается финансов, не выполняется. Хотите пример? Есть такой заместитель премьера правительства Виктор Иванович Зубков. Серьезный дядька. Он курирует АПК, а есть министр сельского хозяйства – Елена Борисовна Скрынник. Знойная женщина. Президент по телевизору дает поручение Зубкову. Зубков собирает совещание, целый «хурал» - хорошие мысли, свежие предложения. Готовится поручение министерству. Как только Елена Борисовна его получает, она начинает нервничать. Порвать его она не может. Но если хоть одна сволочь попробует заплатить по этому поручению реальные деньги, она будет уволена немедленно. Такой вот гадючник. Самое печальное, что в нашем правительстве собрались очень квалифицированные специалисты во всем, что касается дивидендов, биржевых индексов и банковских процентов. Все они знают, как «делать деньги». Но для них остается загадкой, как сделать так, чтобы с одной стороны здания, условно говоря, зашел вагон с металлом, а с другой стороны выехало что-то на своих колесах. И не нужно на них обижаться – они, действительно, не знают…
Сергей Михайлов
«РМ»
30.11.10.