Коммерциализация будущего
В череповецком вузе предложили свой вариант формирования актуальной для России инновационной среды – здесь пытаются создать настоящую «фабрику» предприятий, способных генерировать инновации.
«Винзаводы» в тундре
От идеи до воплощения путь неблизкий. И все же за это время Малыгин успел перестроить всю структуру возглавляемого им Череповецкого Института менеджмента и информационных технологий (ИМИТ), филиала Санкт-Петербургского Государственного технического университета – от организации учебного процесса до системы студенческого самоуправления. Затем на этой основе создал несколько собственных инновационных «стартапов». И в конце ноября посчитал возможным представить первые результаты коллегам из других вузов, представителям городской, региональной властей и местного бизнес-сообщества на форуме под «говорящим» названием «Открытые инновационные площадки – основа современной инновационной среды».
Обращаясь к участникам форума, Леонид Малыгин сразу обозначил самую суть того, почему, на его взгляд, дела с развитиями инноваций в России вообще, а в Вологодской области, в частности обстоят столь плачевно.
Дело не только в том, что в стране неверно трактуется сам инновационный процесс – упор делается на поиск новшеств, но не на их коммерциализацию, а его реализация вместо компетентных менеджеров поручается чиновникам и ученым.
Не только в падении уровня современной российской науки и современного российского образования.
И не только в том, что российский бизнес пока не готов ни вкладывать средства в инновации, ни пользоваться их плодами.
По мнению Леонида Леонидовича, все названные причины можно свести к единой корневой проблеме – отсутствию в стране развитой инновационной инфраструктуры. Конечно, было бы преувеличением говорить о том, что ее нет совсем. Но такие учреждения с громкими именами, как, к примеру, РОСНАНО, Российская венчурная компания или еще недостроенный «инноград» Сколково, в российских масштабах выглядят редкими островками, разрозненными и хаотично разбросанными по научно-технологической пустыне. Малыгин предпочитает другую метафору – называет институции, призванные аккумулировать и двигать инновации, «фабриками по производству вина», которые отчего-то решили выстроить в тундре, вместо того, чтобы сперва заняться почвой и посадкой виноградников.
«Почва» - это регионы. Ее надо удобрять, опутывая сетью тех самых «открытых инновационных площадок» и накатывать дорогу, способную связать между собой всех субъектов, потенциально заинтересованных в новых знаниях и технологиях: науку, бизнес и государство.
Череповецкий пример отчасти содержит в себе подсказку, как это может быть реализовано на практике.
START-парк
Предлагается создание единой для Вологодской области инновационной структуры (открытой площадки), на базе технопарка (START-парк), который отличается от классических европейских образцов, появившихся еще в середине прошлого, и того, что существует сейчас в России. Основное отличие – принципиальный уход от обязательности сосредоточения всех подразделений в некой локальной «резервации». Единый координирующий центр – в значительной степени виртуальный. Он объединяет усилия ряда организаций, таких, как мэрия города Череповца, Северо-Западный Центр Венчурных Инвестиций, региональный инвестиционный центр «Вологодчина», научно-производственная компания «Малленом», ИМИТ СПбГПУ. При этом каждая из организаций - участниц самостоятельно решает вопросы своего участия в работе этого технопарка.
Задачи START-парка многообразны. Это генерация собственных инновационных идей и (или) квалифицированный отбор и анализ существующих проектов. Это первая фаза, затем происходит анализ рынка, формирование образа будущего продукта и его пробный маркетинг. При положительном результате формируется команда «стартапа», которая уже будет дорабатывать продукт и выводить его на рынок.
Таким образом, START-парк – ключевое связующее звено между вузом, как основным поставщиков кадров и одним из генераторов инновационных идей, а также бизнесом и властью, которые, с одной стороны, являются потребителями конечного продукта, а, с другой – источниками инвестиций.
Сегодня ИМИТ играет определяющую роль в структуре открытой площадки. Именно вуз стал главным идеологом проекта, основные контуры которого были сформированы, прежде всего, усилиями преподавателей и студентов института.
Для этого ИМИТу пришлось коренным образом изменить содержание, организацию учебного процесса, воспитательной и научно-исследовательской работы.
В основе всего, говорит Елена Залюбовская, заместитель директора ИМИТ по воспитательной работе, лежит практикоориентированный, компетентностный подход. Он проявляется на всех этапах обучения. Это и программа личностного и профессионального развития студента, в которую он включается с первого курса, начиная накапливать свое собственное «портфолио», старательно складывая в него любые достижения в учебе, в научной работе и т.д. Это и система студенческого самоуправления, которая в ИМИТе выглядит, как вариант сетевого маркетинга – внизу «пирамиды» - новички-первокурсники, опекаемые «линейными менеджерами» - своими старшими товарищами. А главные решения принимает Совет менеджеров-старшекурсников.
Наконец, это собственная школа развития карьеры, так называемый, «студенческий консалтинг» - здесь студенты подключаются к решению задач из реальной бизнес-практики, ведут достаточно серьезные проекты. А оценку каждой работе выставляют не только преподаватели, но, в первую очередь, заказчики.
Одним словом, все «заточено» под решение задачи, которую вуз, считает для себя важнейшей – это подготовка «менеджеров-инноватиков», специалистов нового типа, способных, как полагает Владимир Царев, заместитель директора ИМИТ по научной работе, преодолеть давний разрыв между отечественной прикладной наукой и потребителями научно-технической продукции: «Мы стараемся воспитывать таких людей, которые способны говорить на одном языке и с учеными, и с бизнесменами, которые способны расти и развиваться вместе со своими проектами, на порядок повышая их эффективность».
В ИМИТе исходят из убеждения, что успех инновационного предприятия лишь на 10-15% зависит от собственно научной составляющей – квалифицированный новаторский менеджмент гораздо важнее.
В поисках идей
Сегодня в START-парке создано четыре «стартапа», созданных командами преподавателей и студентов ИМИТа и основанных на собственных интеллектуальных разработках.
Международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес», задуман, как новаторская социальная сеть с игровыми элементами, предназначенная для общения и обмена информацией между инноваторами, инвесторами и бизнесменами.
Проект «Интерактивные обучающие технологии» рассчитан на создание предприятия, предлагающего рынку интерактивные обучающие игры. В основе – новая высокопроизводительная технология, основанная на автоматизации основных процессов: разработки сценария, логики и интерфейса игры, а также на уникальном механизме поиска идей новых игр и процесса их разработки.
Программные решения, основанные на уникальном математическом обеспечении, созданном в ИМИТ, позволяют создавать системы моделирования и прогнозирования новых процессов и производств в металлургии, химической промышленности, транспортной логистике, сфере ЖКХ.
Пожалуй, самым проработанным является проект «Корпорация интеллектуальных технологий и систем», предлагающий мелкосерийное производство высокотехнологичных IT-продуктов и услуг на базе существующего при ИМИТе предприятия «Малленом». Продуктовая линейка уже сейчас насчитывает порядка десяти наименований. Некоторые из разработок, уже были вполне успешно опробованы на практике. Например, аппратно-программный комплекс идентификации автотранспорта «Автомаршал» используется череповецкой ГИБДД, а система стереозрения для сортировки алмазного сырья прошла тестирования в корпорации АЛРОСА.
С одной стороны, кажется, немного, с другой, - отличный результат для относительно небольшого вуза. Впрочем, как честно признается сам Леонид Малыгин, START-парк и не рассчитывают только на собственные идеи.
Более перспективным представляется заимствование существующих проектов и наработок, которые по разным причинам не получили своего дальнейшего развития. В конце концов, в этом убеждает впечатляющий успех стран-«эпигонов» (тоже Китая, к примеру), получающих сегодня львиную долю прибавочной стоимости, созданной в результате наукоемких разработок в странах-«инноваторах» (особенно в США).
Кроме того, в череповецком START-парке надеются, что с ростом объема венчурных инвестиций работа не ограничится только относительно малозатратными интеллектуальными продуктами, появится возможность коммерциализировать недорогие, но высокоэффективные разработки и в других отраслях.
Гладко было на бумаге…
Надо отдать должное, ни организаторы Череповецкого форума, ни его гости не скрывали многочисленных проблем, с которыми сталкиваются и еще долго будут сталкиваться подобные проекты.
Две из них, на его взгляд, самые важные, Леонид Малыгин обозначил еще в самом начале: инертность бизнеса по отношению к инновациям и неэффективность, по большей части, государственных инвестиций, не столько помогающих тем же вузам создавать новые, востребованные рынком продукты, сколько «развращающие» их грантами.
С последним тезисом, впрочем, согласны не все представители местных высших школ. Так ректор Череповецкого университета Дмитрий Афанасьев полагает, что государство в отсутствии почти тотального отсутствия поддержки прикладной науки хоть что-то пытается делать: «Вузы сегодня не имеют средств, чтобы довести продуктивную идею хотя бы до опытного образца. Этот разрыв выглядит непреодолимым, потому что бизнес к такому инвестированию в принципе не готов».
Мысль о неготовности бизнеса тратить деньги на инновации подтвердил председатель череповецкого Клуба деловых людей Юрий Кузин, поделившись своими впечатлениями от встречи с предпринимателями одного из «ресурсоемких» районов Вологодской области – Бабаевского. «Грустно, – вздыхает Кузин. – Полная ограниченность и отсутствие понимания того, что нужно развиваться. Людей устраивает то, что есть».
А вот коллега Юрия Кузина – Владимир Старцев, председательствующий в деловом клубе Вологды, напротив, исполнен оптимизма после визита в соседнюю Тверскую область. Там губернатор Зеленин учредил специальную службу по инновациям, которая способствует появлению большого количества новых инновационных предприятий. «В большом количестве они тащат из Москвы идеи, которые невозможно или неинтересно реализовывать в столичных условиях», - рассказывает Старцев.
«Инноваторы жалуются на отсутствие инвестиций, - говорит управляющий директор Российского банка развития (дочерней структуры «Внешэкономбанка») Николай Силин, - а бизнес на то, что для него нет стоящих проектов. «Светлые» идеи часто очень плохо «упакованы». У бизнеса просто нет времени «доводить их до ума» - срок вывода инновационного продукта на рынок сегодня очень короткий – надо успеть «снять сливки», пока не скопировали китайцы».
В подтверждение своих слов Силин привел цифры: из 7 млрд. лимитов, выделенных РБР, он смог выдать в качестве инвестиционных кредитов лишь 750 млн. Причины две – уже упомянутая неподготовленность проектов и качество самих предприятий-заемщиков: у многих «за душой» нет ничего, кроме интеллектуальной собственности, «которую Центробанк вообще не рассматривает в качестве актива».
А ведь есть еще коррупция, непомерный рост тарифов, не самая комфортная для новаторов система налогообложения, неподъемный банковский процент… Кажется, всего этого достаточно, чтобы подписать инновационному процессу смертный приговор.
Однако участники форума оказались, на удивление, большими оптимистами. Череповецкий START-парк свою работу сворачивать не собирается, рассчитывая стабильно запускать по пять новых «стартапов» в год. В стадии формирования еще две инновационные площадки, подобные череповецкой, в Санкт-Петербурге и Вологде. Наиболее «продвинутые» бизнесмены дали согласие, если не финансировать, то хотя бы курировать новые проекты. Представители областной и городской администраций выразили желание «приземлять» инновации на своей территории…
Конечно, гарантий никаких. Но, чем черт не шутит, может, что и получится, если навалиться вот так, всем миром и очень долго «мучиться»?
Юрий Антушевич
«РМ»
29.11.10.
Фото: «РМ»