Мечты сбываются. Накануне выборов Олег Кувшинников уже получил почти всё то, о чём мечтал
На прошлой неделе автору этих строк позвонили из одного СМИ с просьбой прокомментировать очередную встречу губернатора Вологодской области с президентом. До этого по ошибке позвонил корреспондент с вопросом, что я думаю о встрече президента с главой Волгоградской области. Похоже, они, губернаторы, сейчас ходят к Путину косяками.
По поводу вспомнился релиз пресс-службы губернатора. Три страницы убористого перечисления губернаторского рапорта главе государства — мостов, дорог и «воздушных гаваней», которые надо бы подкрепить федеральными деньгами. А в конце —одна фраза Владимира Путина: «Я не сомневаюсь. У вас в целом неплохо идёт работа, поэтому результаты того, что было сделано до сих пор, говорят о том, что и имеющиеся у вас сегодня планы тоже вполне реалистичны, могут и должны быть реализованы». Губернаторские спичрайтеры расшифровали это высказывание: «Владимир Путин поддержал проекты инфраструктурного развития Вологодской области».
На телеэкране всё выглядело ещё выразительней: несколько робеющий перед главой государства губернатор, зачитывающий свой длинный «запросный лист», и наблюдающий за ним президент с добродушной, но несколько рассеянной улыбкой.
Улыбка показалась похожей на улыбку актёра Леонида Броневого из сериала про Штирлица, с которой он наблюдал за своим ретивым подчинённым и думал про себя: «Этот будет рыть, этому наши игры ещё нравятся, он в них купается. Этот нагородит чёрти-чего. И хорошо».
Давно известно, что президент, посвятивший большую часть из своих двух десятков лет во власти внешнеполитической жизни России, поиску, а затем и удержанию точки равновесия страны в быстро меняющейся глобальной среде, преимущественно и живёт в этом глобальном мире. Внутренние дела для него, конечно, важны, но, похоже, не так, как внешние. У себя «дома» он бывает скорее наездами, периодически интересуясь у подрядчиков — министров и губернаторов — взорвавшимися домами, мусорными свалками или, вот как сейчас, — выборами.
И, как выяснилось на этой неделе, в тот же день встречи Путина с губернаторами, претендующими избраться на новый срок, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал пакет распоряжений, касающихся распределения межбюджетных трансфертов на текущий год.
То есть губернаторские запросы получили финансовое подкрепление. Ну, а то, что подписание документов о трансфертах на десятки миллиардов рублей, разблокирующих софинансирование в рамках нацпроектов так затянулось и выбилось из графика — тому, наверное, тоже есть своё политтехнологическое объяснение.
Таким образом, вологодский губернатор к своему очередному сроку получил всё то, о чём мечтал, а,может быть, даже намного больше.
Намного больше желания стать губернатором. Это желание не только, а, возможно, не столько самого Олега Кувшинникова, сколько команды президента страны, пытающейся, в том числе с помощью очередных выборов укрепить вертикали власти.
Потому что Владимиру Путину, который сумел вернуть России реальный суверенитет и статус великой державы, за 20 лет правления так и не удалось дорастить свой режим до полноценного государства: он обслуживает преимущественно интересы узких элит. А с учётом постепенного, но ощутимого роста гражданского сознания россиян, это предвещает серьезные проблемы уже в ближайшем будущем.
Вот почему президент, его администрация и правительство страны так внимательны к своим кандидатам в губернаторы. То убирают с выборов всех, сколько-нибудь серьёзных соперников, то добавляют денег в областную казну.
Один из заместителей губернатора на недавней встрече с журналистами всерьёз сказал о том, что областное правительство для развития региональной экономики «будет использовать преимущества наших крупных предприятий — металлургии и химии». Сказал так уверенно, словно у них с губернатором есть какая-то собственная субъектность, чтобы управлять чем-то ещё, кроме чиновников и глав муниципальных образований.
На самом деле в регионе, как любят говорить на «Северстали», декомпозируются те же цели и практики, что и на федеральном уровне. Здесь, вопреки декларациям — те же, как точно сформулировал член Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Тренин, «отсутствие по-настоящему национальной элиты и неустойчивая к материальным соблазнам власть». Обслуживающая, в первую очередь, корпоративные интересы и живущая за счёт страны и её граждан. Всё это, к сожалению, — тот главный изъян всей нашей политической системы, который лишает её перспективы.
То есть «сбытие мечт» — губернаторских или президентских — это не о будущем, а про сохранение лучшего из прошлого в настоящем.
Чтобы начать разговор о будущем, нам (а не власти) нужно вглядеться в самих себя, в собственные ожидания. Понять, о чём мы мечтаем. Это важно, потому что мечты сбываются...
Юрий Антушевич
СамолётЪ