Есть молоко, да достать далеко. Почему магазины массово нарушают новые правила размещения молочной продукции
Изменившиеся с 1 июля правила продажи молочной продукции дали много работы логистике и маркетингу. Теперь молоко от немолока надо отделять, желательно — разными полками.Теперь продукты с заменителями молочного жира должны стоять отдельно от молока и молочной продукции, которая к тому же должна сопровождаться надписью: «Продукты без заменителя молочного жира». Новые правила введены для того, чтобы натуральная продукция визуально выделялась в продуктовых магазинах.
Место имеет значение
В последние дни июля активисты регионального отделения ОНФ провели рейды по торговым точкам Вологды, чтобы проверить, как выполняются требования новых правил.
Формальным поводом для визита в магазины стали обращения бдительных жителей, которые успели заметить, что далеко не все торговые сети выполняют правила даже через месяц после их вступления в силу, и выбрать натуральные молочные продукты по-прежнему сложно.
С особенно большим числом нарушений контролёры столкнулись в мелких торговых точках.Участники рейда отмечали, что продукция на витринах лежит вперемешку, никаких обозначений нет. Формально подошли к выполнению новых правил и в ряде федеральных торговых сетей. На ценниках мелким шрифтом стоят обозначения «БЗМЖ» и «СЗМЖ» (без/с содержанием заменителей молочного жира), однако аббревиатуры не расшифрованы, товар не рассортирован по отдельным полкам согласно рекомендациям Роспотребнадзора.
Только в одной крупной региональной сети магазинов правила и рекомендации были выполнены полностью. Возле витрин там стоят крупные баннеры с надписью: «Продукты без заменителей молочного жира», весь товар рассортирован таким образом, что потребитель легко определит его качество.
«Новое постановление принято, прежде всего, для защиты потребителей от фальсифицированной продукции, ведь нередки случаи, когда предприятия вводят покупателей в заблуждение, позиционируя свою продукцию как натуральную, — сказала член регионального штаба ОНФ в Вологодской области Марина Денисова. — Неоднократно были суды, когда под брендом „Вологодского масла“, которое производит Учебно-опытный молочный завод, выставлялись подделки. Новые правила должны оградить потребителей от фальсификатов, покупателям не придётся выискивать на этикетках качество продукции. Они смогут сразу увидеть, какие продукты по-настоящему качественные, и сделать правильный выбор. Сегодня мы выявили, что, к сожалению, пока эти требования соблюдают не все торговые сети. Формальное же соблюдение этих правил мы также считаем недостаточным, потому что в таком случае они не оказывают необходимого эффекта для потребителей».
Марина Денисова не совсем точна — многочисленные суды УМЗ, основного держателя бренда «Вологодского масла» были связаны в большей степени с защитой торговой марки, а не с заботой о здоровье потребителей. И тем более — о их кошельках.
Не секрет, что новые правила расстановки «молочки» в магазинах в значительной степени пролоббированы отечественными производителями, теряющими доходы на фоне падения спроса, синхронного с падением доходов населения.
Слезть с пальмы
Не случайно в Союзмолоко ждут, что новые правила будут также способствовать росту спроса на натуральную, но дорогую молочную продукцию. И отмечают: изменения в маркировке и тренд на здоровое питание поспособствовали тому, что спрос на сырные продукты упал на 10,3%, тогда как на сыры вырос на 10,1%. Кстати, притом, что цена за последний год поднялась на 4,9%.
Логика поддержки молокопроизводителейпрослеживается и в недавнем решении Госдумы, приняла в окончательном чтении законопроект об отмене льготы по НДС для пальмового масла.
По данным ФТС, его импорт в 2018 году достиг 1,06 млн т, что в денежном выражении составляет почти $750 млн. C сентября 2018—го по апрель 2019—го в Россию ввезено 772 тыс. т масла. Рост объемов импорта обусловлен его активным использованием в кондитерской и молочной промышленности. Производство молокосодержащих продуктов на основе твердых растительных жиров позволяет производителям на порядок увеличить норму прибыли.Основной поток пальмового масла идет из Индонезии и Малайзии. Интересно, что Россия не входит даже в первую десятку импортёров этого популярного во всём мире продукта. Существенно больше пальмового масла импортируют, к примеру, США. И это не случайно.
По данным специализированной торговой площадки GlobalDairyTrade (GDT), цены на молочный жир в июле составили $5,4 тыс. за тонну, а пальмовое масло, по данным MalaysianPalmOilBoard (MPOB), стоит на бирже около $453 за тонну. То есть пальмовое масло дешевле молочных жиров более чем в 10 раз даже при всех сопутствующих издержках, связанных с импортом, штрафами и отсутствием налоговых льгот.
Суть вопроса не в самом пальмовом масле, а в его качестве, отмечают эксперты, ведь бывает масло машинное, а бывает сливочное — и то и другое можно назвать маслом. В ряде случаев пальмовое масло должно быть в продуктах детского питания, ведь высококачественное пальмовое масло содержит важные составляющие, особые жирные кислоты, необходимые организму.
Качественные молочные жиры лучше, и с этим никто не спорит, но это дорогой продукт, а производитель пищевой продукции должен давать выбор людям с разным достатком и возможностями. Например, даже в Советском Союзе, при его жесточайших ГОСТах, были сливочное масло и маргарин, последний пользовался популярностью у студентов, малообеспеченных граждан, пенсионеров. И сегодня человек должен прийти в магазин и покупать, ориентируясь на размер своего кошелька, но при этом знать — где продукция с молочными жирами, а где — с их заменителями.
Еда для бедных
На современном рынке пищевых продуктов медленно, но очень уверено идёт деление на еду для бедных и для богатых. В принципе, это социальное явление не ново для мира, но его вектор развития вызывает опасения у врачей и генетиков. Особенно проблема заметна в странах с неустойчивой экономической моделью. К сожалению, в их число входит и Россия.
Структура питания широких слоев населения РФ изменилась: вместо натуральных (дорогих) продуктов люди всё чаще покупают и едят фальсифицированные — дешевые. Виной тому обнищание людей, безграмотность потребителя и «жадность» бизнеса, который (особенно в сегменте малых и средних предприятий) вынужден выживать в ситуации обнищания населения. Речь идёт не только о нарушении расстановки «молочки» или использовании растительных масел вместо животных.
Производители, доходы которых снижаются, в массовом порядке сокращают и размеры упаковок. Аналитики GfKRu, изучив покупки 20 тыс. домохозяйств, выяснили, что с 2012 по 2018 годы производители товаров повседневного спроса уменьшили размер упаковок на 7–20% в зависимости от категории. При этом чаще всего производители, уменьшая вес или объём единицы продукта, лишь незначительно снижают его стоимость или вовсе сохраняют прежней, указывают эксперты GfKRus. Например, молоко уже много лет в рознице продается в упаковках 920–985 мл, соки — по 900 мл, шоколадки — по 95–90 г, крупы — по 900 г и т. д.
Уменьшать упаковку производители стали ещё после кризиса 2008–2009 гг., чтобы избежать резкого повышения цен, напоминает вице-президент Danone в России и СНГ Марина Балабанова: разница в 30–50 мл для потребителя несущественна, а к повышению цены потребитель крайне чувствителен, из-за чего продажи могут снижаться.
Что касается новых правил расстановки молочных продуктов, то в утверждающем их постановлении прямо не прописано, какое наказание ждет тех, кто никак не обозначит натуральную молочную продукцию после нововведений.
Однако в Роскачестве отмечают, что меры ответственности за несоответствие требованиям предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому к нарушителю будут применяться меры административного воздействия — штрафы, а право привлечения к административной ответственности закреплено за Роспотребнадзором.
Людмила Мельникова, Антон Юрьев
СамолётЪ