Датчик. Свадьба Старика и Селёдки
В этот день церковная книга Петропавловского храма села Шушенское Минусинского уезда пополнилась новой записью.
История любви
Ленин и Крупская познакомились за 4 года до свадьбы. На момент знакомства ей уже исполнилось 25 лет, что по тем временам считалось «критическим» для девушки возрастом. Ленин был на год моложе. Но выглядел и тогда и впоследствии всегда старше своих лет.
Владимир Ильич уже год ухаживал за подругой Надежды Константиновны — Апполинарией Якубовой, которая училась на Высших женских курсах вместе с младшей сестрой Ильича — Ольгой Ульяновой. Встречи Ленина и Якубовой были регулярными, он ласково называл ее Кубочка. Но отец-священник Апполинарии согласия на брак не дал и ухаживания как-то сошли на нет. Хотя впоследствии Ленин и Якубова остались друзьями, хотя в политике их мнения часто расходились...
Благодаря Якубовой Надежда Крупская и познакомилась с Лениным. Зимой 1894 года Апполинария завела Крупскую на нелегальную «сходку», куда пришел «один очень интересный человек» — Владимир Ильич. Но именно тогда она на Ленина большого впечатления не произвела.
Все изменилось через год, в 1895 году Ленина арестовали. Крупская вспоминала: «Когда их водили на прогулку, из одного окна коридора на минутку был виден кусок тротуара Шпалерной. Вот он и придумал, чтобы мы — я и Аполлинария Александровна Якубова — в определенный час пришли и встали на этот кусочек тротуара, тогда он нас увидит. Аполлинария почему-то не могла пойти, а я несколько дней ходила и простаивала подолгу на этом кусочке».
Возможно, поэтому, возможно, по другой причине, но приговоренный к ссылке Ленин в одной из записок предложил именно Надежде стать его женой. «Ну что же — женой так женой!» — согласилась та.
По другой версии, Крупская сама предложила Ленину сочетаться браком, когда тот поехал в ссылку. Поначалу он ответил отказом, а потом «сдался».
Также существует версия, что Надежда Константиновна приехала в Шушенское официально как невеста, а на самом деле в качестве курьера по доставке разной революционной литературы.
Сватовство
Есть версия, что на венчании настояла тёща — мать невесты — Елизавета Васильевна Крупская. Ей помогли и местные полицейские власти, заявившие, что если не будет регистрации, Крупскую вернут на место ее ссылки — в Уфу. Хотя, кроме церкви, зарегистрировать брак было больше некому — ЗАГСов еще не было и в помине.
Семьи были не слишком довольны выбором молодых. Крупских не слишком устраивало происхождение Ильича: отец и дед Ленина имели личное дворянство, не распространявшееся на наследников, а семья невесты имела потомственное дворянство и традициям придавала большое значение.
Семья Ильича тоже была не в восторге от его выбора. В их представлении Надежда Константиновна была скучной старой девой. Особенно негодовала старшая сестра Анна Ильинична. Ее оскорбляли сплетни о том, как Надежда якобы «таскалась» с «товарищами». Видимо, речь шла о ссыльном революционере Викторе Константиновиче Курнатовском, жившем верстах в двадцати от Шушенского. Поговаривали, что Виктор был в нее влюблен, а Надежда не смогла устоять перед его красотой.
Анна считала, что дыма без огня не бывает, порывалась поговорить об этом с Лениным, но он возражал: «Не время, Аннушка, заниматься всякими сплетнями. Перед нами сейчас стоят грандиозные задачи революционного характера, а ты ко мне с какими-то бабскими разговорами». А еще Анне Ильиничне не нравился «какой-то селедочный вид» будущей невестки...
Свадьба
Удивительно, но атеистически настроенные молодые 22 июля 1898 года пошли в церковь. В этот день церковная книга Петропавловского храма села Шушенское Минусинского уезда пополнилась новой записью.
Церемония была скромной. По воспоминаниям свидетелей и гостей, невеста была одета в строгую белую блузку и черную юбку, а жених красовался в единственном видавшем виды потертом коричневом костюме. Вместо золотых обручальных колец Владимир и Надежда обменялись простенькими медными колечками, которые один из ссыльных умельцев по просьбе Ульянова выточил из пятаков.
Свидетелями на свадьбе стали местные крестьяне Заверткин и Ермолаев — со стороны жениха, и Журавлев — со стороны невесты.
По одним данным, свадебного застолья у молодоженов не было — якобы они ограничились скромным чаепитием. Другие считают, что свадебное веселье было шумным.
Медовые дни
Любили они друг друга? Кто знает. Крупская писала, что главным для них была возможность «поговорить по душам — о школах, рабочем движении». Ночами в Шушенском, судя по воспоминаниям Крупской, они мечтали о том, как будут участвовать в массовых демонстрациях питерских рабочих.
Вот как новобрачная вспоминает дни медового месяца: «С утра мы с Владимиром Ильичом брались за Вебба, после обеда часа два переписывали в две руки „Развитие капитализма“, потом другая всякая работёшка была. Поработав, закатывались на прогулки, Владимир Ильич был страстным охотником».
Крупская писала и о другом: «Мы ведь молодоженами были. И это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти...»
Многие в воспоминаниях отмечают, что вождь мировой революции и его верная подруга не блистали красотой. Ленина за раннюю лысину прозвали Стариком, а Крупскую иначе как Селедка никто и не звал. Впрочем, Ленин называл ее более нежно — Минога...
Елена Прекрасная
СамолётЪ