Тарифом по «Надеево»
Компания «Вологдарегионгаз» на днях радостно сообщила: в судебном порядке добилась взыскания задолженности за поставленный газ с одного из крупнейших должников – сельхозпредприятия «Надеево». Что ж – это не новость. Потребители газа, электричества по всей России завалены подобного рода исками. Дело может кончиться тем, что резкое и непрозрачное повышение цен на энергоресурсы обречет на закрытие множество предприятий промышленности, а то и целые отрасли…
Можно было бы, конечно, списать все на нерадивость колхозных управленцев, порадоваться на поставщиков, выбивших свой долг и успокоиться. Но сделать это мешает проносящиеся по всей «Руси» жалобные стоны «хозяйствующих субъектов»: неадекватные энергетические цены ставят их на грань выживания.
Наслушавшись стенаний промышленников, обозреватель журнала «Эксперт» Андрей Виньков даже позволил себе сделать печальный вывод: «Либеральных рыночных взаимоотношений между продавцами и потребителями электричества в России не получилось. Ценообразование в электроэнергетике становится опасным для конкурентоспособности российской промышленности».
Что там какое-то «Надеево»! В Тульской области с 1 мая цены на электроэнергию для коммерческих предприятий были увеличены на 30–35%. Растут тарифы в Ивановской области. В Кировской области предприниматели судятся со своей энергосбытовой компанией. А задолженность предприятий и организаций Тверской области за потребленную электроэнергию на 1 мая 2010 года превысила 3,336 миллиарда рублей.
Одна из причин бедственного положения бизнеса – отсутствие координации между тарифообразованием и бюджетированием расходов предприятий реального сектора. Бюджеты последних формируются летом, а тарифы (чаще всего более высокие, чем ожидалось) утверждаются перед самым Новым годом. Результат – конфликты и неплатежи.
Но это еще не все. Ни для кого не секрет, что кризис вызвал падение производства и, как следствие, спроса практически во всех отраслях. Однако энергетики словно бы живут на другой планете – «РМ» уже писал о том, что при падении спроса потребители энергии не только не получили адекватного снижения цен – цены только продолжают расти.
Похоже, ошиблись те, кто рассчитывал на реформу РАО «ЕЭС России»: она не принесла ни ожидаемой конкуренции, желаемого (и естественного) ее следствия – снижения цен.
Более того, «системообразующая отрасль в сегменте ценообразования становится малоуправляемой и труднопрогнозируемой, - делает печальный вывод уже упомянутый нами Алексей Завьялов. - Пока потребители могут ждать лишь одного — дальнейшего роста цен на электричество».
С 1 июля доля электроэнергии, продаваемой в стране по нерегулируемым ценам выросла до 80%, а к 1 января 2011−го, как предполагает реформа отечественной электроэнергетики, либерализация энергорынка должна завершиться полностью. То есть обещанного снижения цен не происходит. Гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян полагает, что одна из причин этого – потеря «эффекта масштаба», который был у прежней энергетической системы: «Когда вместо одного хозяйствующего субъекта их становится два, а тем более двадцать четыре, то неминуемо будут расти издержки, о снижении цен не может быть и речи».
Аналитики утверждают, что рост цен на энергию будет расти еще и потому, что его стимулирует расширение различных звеньев цепочки добавленной стоимости Например, продолжающийся рост цен на газ. В январе 2010 года цены на газ выросли на 15 процентов по сравнению с декабрем 2009−го. И, вероятнее всего, среднегодовые темпы роста в 10-15% в ближайшем будущем сохранятся. Потому, хотя бы, что правительство не отказывается от планов доведения внутренней цены на газ до экспортного паритета.
Эти планы – своего рода «эхо» времен начала энергореформирования, когда, сравнивая низкие российские цены на электроэнергию и топливо с высокими западными, вольно было мечтать о том, как они будут сравниваться - постепенно и медленно. Но эти цены на Западе давно уже остановились и даже стали снижаться. А у нас они растут безудержно, вызывая реальные опасения, что настанет день и цены на энергию и энергоносители в «энергетической сверхдержаве» значительно превысят мировые.
Тарифный «шок» в электроэнергетике стал следствием еще одной особенности энергореформы – заложенной в нее инвестиционной составляющей. Решив построить новые энергомощности руками инвесторов-«частников», государство пообещало им «морковку» - ежегодный рост цен на электроэнергию и долгосрочный рынок мощности, обеспечивающий разумный период окупаемости новых вводов за счет повышенной стоимости нового мегаватта мощности относительно старого.
Плата за мощность - это, по сути, налог. Налог, который должен был обеспечить плавность перехода от дочубайсовской энергосистемы к постчубайсовской. Но, очень может быть, что плата за мощность теперь станет серьезным тормозом развития промышленности, равно как и цены на газ.
Вопрос: что со всем этим получившимся «счастьем» делать? Здравый смысл подсказывает, что надо искать золотую середину, позволяющую потребителям платить за энергию столько, чтобы у них оставались средства на развитии, а энергетикам получать столько, чтобы хватало на выполнение инвестпрограмм. В этом смысле резервы у энергетиков есть, есть они и у государства. А у промышленников – нет.
Правда, есть еще такая модная нынче «фишка», как энергосбережение. Отлившаяся даже в чеканные формулы нового закона. Говорят, что ежегодный рост тарифов только стимулирует предприятия на энергосбережение и энергоэффективность.
Мировой опыт показывает, однако, что рост цен на энергоресурсы приводит к энергосбережению в потребляющих отраслях только тогда, когда скорость роста цен не превышает определенной, весьма умеренной величины, причем эта скорость известна потребителям заранее. Более того, к поддерживаемому государством росту цен на электроэнергию добавляются всевозможные госпрограммы поддержки и льготного кредитования, в том числе и по линии энергосбережения. В России же резкое и непрозрачное повышение цен на энергоресурсы обречет на закрытие множество предприятий промышленности, а то и целые отрасли.
Подготовил Илья Неведомский
«РМ»
22.07.10.
На Вологодчине займутся энергосбережением
Правительство области готовит сейчас специальную программу. Проект разделен на две части — сбережение энергии и поиск новых источников. Экономить энергию, в первую очередь, предполагается в сфере жилищно-коммунального хозяйства и промышленности. Для этого необходимо менять инженерные системы зданий и внедрять новые технологии на производстве. Кроме того, в проекте предлагается развитие нетрадиционной энергетики. Например, использование солнечных и ветровых станций, строительство котельных на биотопливе и торфе.
Как сообщил вице-губернатор области Виктор Рябишин, такая программа потребует больших финансовых вложений: «Любая программа требует вложения средств, чтобы получить эффективность. Основная цель — найти средства, как федеральные, так и областные и средства инвесторов. Это крупные предприятия, которые думают о своей генерации и вкладывают свои средства. Сегодня программа доработана, но требует еще дополнительных рассмотрений в крупных узлах — это Череповец, Вологда и Сокол, чтобы она сразу давала результат по эффективности вложения денежных средств. Она является необходимым документом для развития отраслей области. Мы не ставим задачу перехода на один вид топлива, мы будем использовать различные виды топлива».
Вологодская область давно нуждается в программе энергосбережения. Поскольку сейчас регион является энергодефицитным - более половины потребляемой энергии он получает из других областей.
Источник: newsvo.ru