Датчик. Потеряшка. 310 лет назад нашёлся Робинзон Крузо!
Неизвестный Александр
27-летний кормчий судна «Сэнк пор» в 1704 году отправился к берегам Южной Америки. Вспыльчивый и своенравный, он постоянно вступал в конфликты с капитаном судна. После очередной ссоры, которая произошла возле острова Мас-а-Тьерра, Селькирк, занимавший к тому времени должность старшего помощника, заявил, что лучше останется на острове, чем выйдет в море на корабле, требующем серьезного ремонта. Капитан немедленно удовлетворил его требование.
Остров Мас-а-Тьерра, на который высадили Александра, был небольшим клочком суши, размером не более 100 кв. км. Он был давно известен мореплавателем, они часто высаживались здесь, чтобы пополнить запасы пресной воды. Именно на это и рассчитывал Александр Селькирк — он решил дождаться очередного корабля, который заберет его и доставит к большой земле. Однако его ожиданиям долго не суждено было сбыться.
У Александра Селькирка, по его рассказам, были некоторые вещи, необходимые для выживания: топор, ружьё, запас пороха и пр. Страдая от одиночества, Селькирк привыкал к острову и приобретал постепенно необходимые навыки выживания. Поначалу его рацион был скудным — он питался моллюсками, но со временем освоился и обнаружил на острове одичавших домашних коз. Когда-то здесь жили люди, привёзшие с собой этих животных, но после того, как они покинули остров — козы одичали. Он охотился на них, тем самым добавлял в свой рацион столь необходимое для него мясо. Вскоре Селькирк приручил их и получал от них молоко. Из растительных культур он обнаружил дикие репу, капусту и чёрный перец, а также некоторые ягоды.
Реальную опасность для него представляли крысы, но на его счастье на острове жили и дикие кошки, ранее привезённые людьми. В их компании он мог спать спокойно, не боясь грызунов.
Селькирк построил себе две хижины из дерева пименты лекарственной.
Когда запасы пороха подошли к концу, он был вынужден охотиться на коз без ружья. Преследуя их, он как-то раз так увлёкся своей погоней, что не заметил обрыв, с которого сорвался, упал и пролежал так какое-то время, чудом выжив.
Чтобы не забыть английскую речь, он постоянно читал вслух Библию. Не сказать, чтобы он был набожным человеком — но так он слышал человеческой голос. Когда его одежда стала изнашиваться, он стал использовать для изготовления новой козьи шкуры. Будучи сыном кожевника, Селькирк хорошо знал, как нужно их выделывать. После того как его ботинки износились, он не стал делать себе новые, потому что его ноги, загрубевшие от мозолей, позволяли ходить без обуви. Также он нашёл старые обручи от бочек и смог изготовить из них подобие ножа.
Однажды на остров прибыли два судна, оказавшиеся испанскими, а Англия и Испания в те времена были врагами. Селькирк понимал, что его могли арестовать или вовсе убить, и он принял нелёгкое для себя решение спрятаться от испанцев.
Спасение пришло к нему 1 февраля 1709 года — через 4 года и 4 месяца одиночества. Это было английское судно «Герцог» под командой капитана Вудса Роджерса, который назвал Селькирка «губернатором острова». Капитан вспоминал, что лодка, посланная на остров, вернулась, везя с собой «человека, одетого в одежду из козьих шкур, который выглядел более диким, чем прежние их обладатели».
Вернувшись в родной городок Ларго, Селькирк поначалу жил спокойно; посещал пивные, где рассказывал о своих приключениях. Судя по воспоминаниям современников, он был неплохим рассказчиком.
Его современник — Сэр Ричард Стиль считал, что моряк постоянно вспоминал свой остров и приводит его слова о том, что: «у меня есть теперь 800 фунтов, но никогда не буду я столь счастлив, сколь был тогда, когда не имел за душою ни фартинга»... Но факты показывали, что он вернулся к прежнему образу жизни — ходил по трактирам и пивным, затевал драки и заводил интрижки с доступными женщинами.
Устав от жизни на берегу, он поступил в королевский флот в чине лейтенанта на военное судно «Веймут», получившее приказ идти на борьбу с пиратами в западную Африку. Пираты были разбиты.
Всё кончилось 13 декабря 1721 года. Согласно записям судового журнала, в этот день, 8 часов вечера 41-летний Александр Селькирк умер. Причиной смерти послужила, по-видимому, жёлтая лихорадка, которая унесла жизни многих моряков. После смерти «Робинзона» выяснилось, что наследство моряка оспаривают две женщины, причем обе утверждали, что являются его законными жёнами...
В честь моряка был назван расположенный неподалеку от острова остров Александр-Селькирк. В 2008 году учёными британского Общества постсредневековой археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали Селькирку. Сегодня о-ва Хуан-Фернандес привлекают туристов со всех уголков мира. Ежегодно архипелаг посещают более 5 тыс. человек.
Знаменитый Робин
Известно, что мемуарами Селькирка пользовались разные авторы. Отголосок его воспоминаний можно найти в романах Джонатана Свифта и Вальтера Скотта, однако именно Даниэль Дефо в полной мере использовал записки боцмана. Произошло это после их личного знакомства в обычной пивной. Благодаря писателю историю Александра Селькирка узнал весь мир.
Однако, многие исследователи отмечают, что, несмотря на сходство отдельных эпизодов романа Дефо с историей шотландского моряка, они были слишком разными людьми, и маловероятно, что Селькирк мог стать полным прототипом Робинзона.
Жизнь Робинзона Крузо в одноименном романе Дефо была более красочной и насыщенной событиями. После долгих лет одиночества отшельник сумел завести себе друга, чего не случилось с Селькирком. Не встречал Александр и кровожадных индейцев-каннибалов, как это было описано в книге, хотя едва не стал жертвой испанцев, которые, высадившись на остров, устроили за ним форменную охоту. И вообще Робин, к счастью и удовольствию читателей, был намного образованней, лучше, порядочнее, гуманнее и добрее, чем Александр.
СамолётЪ